Путевой лист для автобуса необщего пользования: инструкция по заполнению с изменениями на 1 сентября 2023 года

Сначала разберемся с определениями. Автобусы общего пользования всем хорошо известны – это те, что совершают регулярные рейсы по установленным маршрутам. С автобусами необщего пользования чуть сложнее.

В законодательстве четкого определения для таких автобусов нет, все пользуются нормами сложившейся практики. И исходя из практики, автобусы необщего пользования предназначены:

  1. для внутрикорпоративных целей. Например, компания на своем автобусе привозит сотрудников на работу и отвозит домой. Или школа привозит/отвозит детей из отдаленных деревень. В общем, понятно.
  2. для разовых коммерческих перевозок. То есть это обычный «заказной» транспорт для любых нужд: свадьба, экскурсия, организованная поездка тех же детей в другой город и т.д.

Для автобусов необщего пользования разработана своя форма путевого листа – 6 спец (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N78). В зависимости от типа автобуса (коммерческий или внутрикорпоративный), есть особенности в заполнении путевого листа. Поэтому, чтобы не было путаницы, мы сегодня разберем только один тип, внутрикорпоративный.

Шаблоны путевого листа для автобуса необщего пользования

  • Универсальные формы в формате Word
  • Унифицированные формы в формате Excel
  • Рекомендации по заполнению

Путевой лист для автобуса необщего пользования: лицевая сторона

Если вы не пользуетесь унифицированными бланками, а разрабатываете  форму путевого листа сами, то вы должны включить в него набор обязательных реквизитов. Такие реквизиты приведены в приказе Минтранса № 390 от 28.09.2022. Ниже мы будем отмечать такие реквизиты пометкой «обязательно».

Вот так выглядит лицевая сторона путевого листа.

Как заполнять колонку с общими сведениями

Начнем с самого верха путевого листа.

Название (обязательно). Если у нас унифицированный путевой лист, то в нем уже написано: «Путевой лист автобуса необщего пользования». Если нет – пишем сами.

Серия. Она обычно указывается при заказе бланков в типографии. Можно придумать и указывать свою, если удобнее вести учет путевых листов еще и по сериям. В нашем примере — 004. Впрочем, серии может и не быть.

Номер (обязательно). Укажите порядковый номер путевого листа согласно внутренней системе нумерации предприятия, в примере 27.

Срок действия (обязательно). Число, месяц и год, в течение которой путевой лист автобуса может быть использован. В примере: с 12.09.2023 по 12.09.2023.  

Организация (обязательно). Если владелец — юридическое лицо, то нужно вписать полное наименование, включая организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (основной регистрационный номер), который присваивается компании при регистрации и состоит из 13-ти цифр.

Важно!

Если организация использует арендованное ТС, то сведения необходимо указать именно об организации (не об арендодателе). При этом не имеет значения, является арендодатель физическим или юридическим лицом.

Марка и модель автобуса (обязательно). Например, Volvo 7900.

Государственный номерной знак (обязательно). Например, мм123/77rus.

Водитель (обязательно). Здесь указывается ФИО водителя, например: Иванов Иван Иванович. Обратите внимание, не фамилия с инициалами, а ФИО полностью!

Удостоверение. Это номер водительского удостоверения водителя, например, 77 МВ 101 815, Кроме того, с 1 сентября 2023 года обязательно нужно указывать и дату выдачи удостоверения, в нашем примере: 09.08.2022.

СНИЛС. Сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета водителя с 1 сентября 2023 года также является обязательным реквизитом. В примере — 123-456-789 12.

Класс. Указываем классность водителя (если классность утверждена и используется на предприятии). Часто вместо класса указывают категорию, как в нашем примере: B, D.

Лицензионная карточка. Сейчас автобусы хоть для своих нужд, хоть под заказ, не могут ездить без лицензий. То есть, в целом реквизит для путевых листов не обязательный. Но если есть лицензия — не лишним будет указать ее. В нашем примере не указан номер лицензии.

Тип лицензионной карточки — по действующим правилам о лицензировании лицензионные карточки не выдаются, соответственно указывать не надо.

Как заполнять в путевом листе колонку «Коды»

Форма по ОКУД. Общероссийский классификатор управленческой документации». За путевым листом автобуса необщего пользования закреплен  номер 0345007. Если бланк типографский, то нужный код уже вписан, если нет – впишите: 0345007.

Форма по ОКПО. Общероссийский классификатор предприятий и организаций. Впишите код, присвоенный вашей организации. Например, 85321644.

Режим работы. Режим, по которому работает водитель. В примере: посменно.

Колонна. Это подразделение (обычно на автотранспортном предприятии), которое состоит из нескольких бригад. У нас в примере колонн нет. Ставим прочерк.

Бригада. Тоже касается скорее автотранспортных предприятий, причем тех, где много водителей. У нас в примере нет. Тоже прочерк.

Строка под «бригадой». Она не названа, там указывается модель транспортного средства. Повторяем здесь номер из «Марки автобуса». Но это не обязательно.

Номер парковки. Это номер, который присваивается на предприятии каждому отдельному транспортному средству. Предприятие делает это исключительно для своего удобства и упрощения работы, реквизит это необязательный. У нас в примере: 05.

Табельный номер. Это табельный номер сотрудника, присвоенный ему отделом кадров организации. В примере: 068.

Работа водителя и автобуса в путевом листе

Выезд из гаража/Выпуск на линию. Если у вас старый бланк, можно и нужно переименовать эту графу: «Выпуск на линию» (как в Приказе Минтранса № 390). Но содержание ее остается прежним: здесь мы отмечаем время по графику, нулевой пробег, показания одометра и фактическое время на момент выезда из гаража.

Возвращение в гараж по окончании смены. Так графа именуется в унифицированной форме. В своем бланке переименуйте на «Возвращение». Графа, в которой мы указываем все аналогичные показатели на момент возвращения в гараж по окончании смены (рейса).

Время по графику. Установленное время, в которое водитель обязан выехать с парковки для выполнения задания. В примере: выезд — 9.40, возвращение — 18.50.

Нулевой пробег. Записывается расстояние от гаража до первого пункта посадки (погрузки) и от последнего места высадки (разгрузки) до гаража.

Показания одометра (обязательно). В обязательных реквизитах значится пункт «Показания одометра», но во многих шаблонах отдельной графы под это не предусмотрено, зато есть графа “Показания спидометра”. В ней также можно указывать пройденное расстояние. В примере: на момент выезда из гаража — 56123, на момент возвращения — 56265,2.

Время фактическое, число, месяц (обязательно). Указывается время, когда автобус выехал и вернулся на парковку по факту (не по графику, а как получилось в реальности). В нашем примере отклонений от графика не было, поэтому внесены те же показания: выезд — 9.40, возвращение —18.50.

Движение горючего

Марка. Здесь указываем марку топлива. У нас дизельное топливо, пишем: ДТ.

Код марки. Указывается согласно классификатору ОКПД, но это не обязательно. У нас прочерк.

Выдано. Сколько литров выдано перед выездом на смену/рейс. В примере: 60.

Остаток при выезде. Сколько литров было в баке при выезде (с учетом предыдущих остатков). В примере: 62.

Остаток при возврате. Сколько литров в баке осталось по возвращении в гараж. У нас: 9.

Сдано. В некоторых компаниях остатки топлива сдают, в нашем примере – нет. Прочерк.

Коэффициент изменения нормы. Указывается один общий на весь данный рабочий день коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанный с работой по повышенной норме расхода топлива. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов.

Подпись. Сейчас в соответствии с Приказом Минтранса № 390 даты и время выпуска ТС на линию должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств (за выпуск на линию).

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку должны быть проставлены уполномоченным лицом. Как правило, им назначается диспетчер. Но, не обязательно, любое лицо может быть уполномочено на совершение таких действий, например, бухгалтер.

Водительское удостоверение проверил, задание выдал. Обычно всё это делает диспетчер (или иное лицо, уполномоченное руководителем). Ниже он ставит свою подпись.Выдать горючего. Тоже компетенция диспетчера (про квалификационные требования к диспетчеру – кого можно назначить на эту должность, а кого нет – подробно можно прочитать по ссылке). Он указывает количество литров горючего, которое необходимо выдать водителю (пишем прописью!), и заверяет своей подписью. Речь идет об уполномоченном лице.

Актуальные шаблоны путевых листов (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса) можно купить у нас на сайте.

Что писать в задании водителю в путевом листе

В чье распоряжение (наименование и адрес заказчика). Указываем заказчика, в примере МУ «Детская школа искусств», г. Москва, ул. Паустовского, д. 5.  В нашем примере водитель будет делать 2 ездки: привезет детей из детской школы искусств в дом культуры и увезет их после конкурса обратно.

Время прибытия. Указываем, когда автобус прибыл к Заказчику. В данном случае пишем 10:00.

Время убытия. Пишем время, когда водитель закончил задание: в 18:20 вернулся от  Заказчика.

Количество часов. Указываем общее количество часов, затраченных на выполнение задания. У нас получилось 8 часов 20 минут.

Количество ездок.  В нашем примере 2 ездки (туда и обратно).

Особые отметки. Любые отметки для водителя. В нашем примере: Доставка детей на конкурс бального танца.

Сведения о перевозке

Это новый реквизит, который появился в путевых листах только в 2021 году. Здесь необходимо отразить информацию о виде перевозки и виде сообщения.

Обратите внимание, реквизиты: сведения о виде перевозки и сведения о виде сообщения должны заполняться в соответствии с формулировками п.п. 7-8 Приказа Минтранса РФ от 28 сентября 2022 г. № 390:

сведения о виде перевозки должны включать информацию о перевозке:

1) коммерческие перевозки:

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем);
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
  • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
  • организованная перевозка групп детей автобусами (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования);

2) перевозки для собственных нужд;

3) передвижение и работа специальных транспортных средств.

Сведения о виде сообщения должны включать информацию о виде сообщения:

1) городское;

2) пригородное;

3) междугородное.

Обращаем также внимание, что в случае осуществления перевозки в разных видах сообщения указываются все осуществляемые виды сообщения через запятую (Письмо Минтранса России от 03.03.2021 N Д3-468-ПГ).

В нашем случае:

Сведения о виде перевозки: коммерческая перевозка (перевозка пассажиров и багажа по заказу)

Сведения о виде сообщения: междугородное.

Как заполнять раздел о технической исправности ТС

Предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния ТС проведен. Контролер технического состояния автотранспортных средств производит осмотр, ставит дату и время,  и  результат в журнале учета результатов контроля техсостояния. Напоминаем, что проводить техосмотр может только работник с дипломом контролера, независимо от того, является ли предприятие автотранспортным или использует транспорт для собственных нужд.  Подробнее в статье “Нужен ли контролер в небольших организациях”. А соответствующую отметку в путевом листе ставит ответственное лицо за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств (выпуск на линию).

Выезд на линию разрешен (обязательно). Даты и время выпуска транспортного средства на линию, а также даты, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Отметка «выезд на линию разрешен» должна проставляться им собственноручно.

В старых бланках стоит «механик», но по действующему законодательству  здесь должно расписываться лицо, в чьи должностные обязанности входит контроль технического состояния ТС и которое соответствует квалификационным требованиям. Как правило, это механик, но бывает по-разному. Поэтому можно написать механик/контролер, а также подпись и расшифровка (фамилия, инициалы).

Автобус принял. Водитель. Подпись водителя, расшифровка.

Сдал водитель.  Водитель сдает автобус, ставит подпись и дает расшифровку.

Принял. Ответственное лицо заверяет  своей подписью сдачу автобуса водителем.

ВЕСЕННЯЯ АКЦИЯ! СКИДКА ДЛЯ ФИЗЛИЦ – 30%

выгодная весна

Весь май цена на дипломы для физических лиц

14 000 9800 ₽

  • контролер ТС
  • специалист по БДД
  • диспетчер
Заказать в WhatsApp

Отметка медика в путевом листе

Прошел предсменный (предрейсовый) медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен (обязательно). Именно такую пометку должен ставить в путевом листе медработник, который проводил предрейсовый осмотр водителя. Отметка медика о прохождении медосмотра  должна проставляться собственноручно. Медработник должен заверить ее свой подписью, указывая должность, фамилию, имя и отчество. В примере: Громова Елена Эдуардовна

Кроме того, в документе должна быть указана дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предсменного (предрейсового) и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Если у организации нет медицинского работника, значит должен быть заключен договор на оказание соответствующих услуг с медицинской организацией (наличие лицензии обязательно).

Если медработник является штатным работником медорганизации, то теперь обязательно указываются только наименование медорганизации. В нашем примере: ООО «Медик». До 1 сентября 2023 года кроме наименования надо было указывать еще и номер лицензии медорганизации. Сейчас такое требование отсутствует.

Ответственный за выпуск линию. Обращаем ваше внимание, что с 1 сентября 2023 года сведения из путевого листа и показания одометра при выпуске ТС на линию должны быть заверены собственноручной подписью лица, ответственного за выпуск ТС на линию. Поэтому внизу после отметки медика стоит подпись ответственного за выпуск.

Путевой лист для автобуса необщего пользования: оборотная сторона

Что писать в графе «Маршрут движения»

В бланке написано «заполняется заказчиком». Когда заказчика нет, организация осуществляет перевозку для собственных нужд, тогда заполняет сама организация.

Номер ездки.  В нашем случае 2 ездки: от школы до районного дома культуры и обратно. До школы и обратно до гаража – это  так называемый «нулевой пробег».

Откуда и куда едет водитель. В нашем случае – из Школы искусств в дом культуры, потом обратно.

Какой пробег с пассажирами и без. В нашем примере водитель 2 раза едет с пассажирами. Километраж в один конец — 60, 05 км. И 2 раза едет без пассажиров (когда едет забирать детей из школы и когда возвращается после того, как отвез их обратно). Километраж в один конец — 11,5 км.

Простои на линии. Работник службы техпомощи или иное уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяет эти записи своей подписью. В нашем случае простоев нет.

Как заполнять «Результат работы автобуса»

Расход горючего, по норме. Существуют определенные нормы расхода топлива для разных моделей транспортных средств, утвержденные Минтрансом. Они содержатся в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018) «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”. Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

В примере: 50 л.

Расход горючего, фактически. Пишем, сколько литров горючего ушло по факту, за всю смену. В примере: 53 л.

Время в наряде, всего. Общее время, потраченное водителем на выполнение заданий. В примере: 8,20 часов.

Время в наряде (простои по техническим причинам). По техническим причинам простоев не было, поэтому прочерк.

Пробег, всего. Сколько километров «наездили» за всю смену. В примере: 142.2 км.

Пробег, с пассажирами. У нас получилось 120, 1 км.

Разделы: Таксировка, Зарплата и  Талон заказчика Эти разделы заполняем согласно лицевой стороне путевого листа, а также условий договора с заказчиком и локальных актов об оплате труда.

Обратите внимание!

Заполнение необязательных реквизитов в нашем примере носит исключительно примерный характер.

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.

Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

комментариев 7

  1. Новый реквизит.  В путевом листе надо будет проставлять не только дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, но и предсменного.

    • Андрей, добрый день! На данный момент шаблоны всех путевых листов и образцы их заполнения есть на нашем сайте в платном доступе по небольшой символической стоимости – 390 рублей. Приобрести можно в разделе “Прайс-лист”.

  2. Пришлите пожалуйста комментарии к путевому листу автобуса не общего пользования. Спасибо.

    • Добрый день! Заполнение путевого листа на автобус необщего пользования в 2021 году наш преподаватель подробно разобрала в видео – ролике на нашем ютуб-канале. Посмотреть можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=KOHIwa6SK1s

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *