О проверках Транснадзора
А вы готовы к проверкам Транснадзора? «Мы? — удивится кто-то. — Чего ради? Мы обычная организация, профессиональными перевозками не занимаемся. Транснадзор к нам прийти не может».
На самом деле — очень даже может. И если вы к такому визиту будете не готовы, то он обойдется вам дорого. Посмотрите отчеты того же УГАДН за прошлую неделю (с 28 февраля по 5 марта 2020 года). Всего за несколько дней выписано штрафов на сумму больше 5 млн рублей!
Поэтому в этой статье подробно расскажем о проверках Транснадзора. Кого, как и когда проверяют, какие штрафы выписывают и как к таким проверкам готовиться загодя. Читайте!
Кого проверяет Транснадзор?
Транснадзор контролирует соблюдение обязательных требований в сфере транспорта, любого: воздушного, железнодорожного и т.д. Это разные подразделения и разные законодательные акты. Поэтому сразу оговоримся, что мы имеем в виду именно автомобильный транспорт (легковые и грузовые автомобили, автобусы).
Итак, какие организации проверяет Транснадзор? Те, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками — а также предприятия, которые используют автомобильный транспорт для собственных нужд. То есть, если в вашей организации есть хотя бы один автомобиль — вы уже должны соблюдать определенные требования БДД. И к вам может явиться инспектор Транснадзора.
Проверки на предприятиях проводят территориальные органы Ространснадзора — Управления государственного автодорожного надзора, сокращенно УГАДН.
Когда ждать проверок?
Есть проверки плановые, о них мы подробно писали в этой статье. Они проводятся в соответствии с ежегодным планом надзорного органа. Есть ли ваша организация в этом плане, вы можете узнать заранее в Едином реестре проверок или на официальном сайте Ространснадзора.
Удобно искать дату плановой проверки на сайте УГАДН, который относится к вашему региону. Это быстрее и проще: в «местной» таблице проверок перечислены только региональные предприятия.
Другое дело, что не все УГАДН оперативно обновляют планы на своих сайтах. Поэтому не ленитесь перепроверять информацию во всех источниках.
За 3 дня до самой проверки инспектор УГАДН обязан письменно уведомить вас о визите, отправив копию «Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица». Из распоряжения можно загодя узнать, кто будет проводить проверку, в какие сроки — а также увидеть перечень документов, которые надо будет предоставить проверяющему.
Насчет внеплановых проверок. С ними сложнее, потому что к ним трудно подготовиться заранее. Конечно, такие проверки проводятся тоже не с бухты-барахты, а по определенным основаниям: чья-то жалоба, требования лицензирующего органа (если вы работаете по лицензии), необходимость проверить, устранены ли нарушения (если у вас их находили и поставили срок устранения). Но предвидеть внеплановую проверку, в большинстве случаев, очень трудно. И вот что важно: таких проверок за год может быть сколько угодно.
Что и как проверяет Транснадзор?
Если проверка документарная — то проверяются основные документы. Бумаги изучаются в самом УГАДН, к вам никто не приезжает.
УГАДН может потребовать любой документ — конечно, в пределах предмета проверки и связанный с БДД. А документооборот по БДД немаленький: это порядка 10 приказов, столько же журналов, около 20 инструкций и 15-20 программ, планов и других документов.
Выездная проверка обычно более масштабная. По названию понятно, что в этом случае на предприятие приезжает инспектор или комиссия. В этом случае всесторонне проверяется, насколько предприятие соответствует требованиям БДД. Кстати, комиссия может быть «многосоставная»: выездная проверка Транснадзора нередко проводится совместно с ГИБДД, МЧС, Ростехнадзором, Государственной инспекцией труда и т.д.
Но допустим, что к вам приехали уполномоченные лица только из Транснадзора. Как и что они будут смотреть?
Сейчас плановые проверки Транснадзора проходят только по утвержденным проверочным листам. Это перечень требований по БДД, которым должно соответствовать предприятие — вот по нему вас и будут «прогонять».
Например, обязательно спросят (и потребуют подтверждающие документы):
✐ назначен ли в организации ответственный за БДД и прошел ли он аттестацию,
✐ соблюдается ли порядок заполнения, учета и хранения путевых листов,
✐ проводятся ли предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей и как именно: есть ли помещение, договор с медучреждением и т.д.,
✐ проводятся ли предварительные и периодические медосмотры водителей,
✐ ведется ли учет ДТП и есть ли документы, подтверждающие анализ причин ДТП,
✐ соблюдается ли порядок стажировки водителей и назначается ли водитель-наставник,
✐ есть ли необходимое образование у контролеров ТС и диспетчеров, и т.д.
Важно! Если в рамках плановой проверки инспекторы будут задавать «не свои» вопросы, не указанные в проверочных листах, результаты проверки можно обжаловать.
С проверочными листами имеет смысл ознакомиться заранее, чтобы подготовиться по всем пунктам. Скачать проверочные листы: по перевозке грузов, по перевозке пассажиров.
Проверяет ли Транснадзор транспортную безопасность?
Да, проверяет, этим занимается специальное подразделение Транснадзора. Но не путайте: транспортная безопасность — это не про БДД. Это про защиту транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, например, остановочных комплексов, вокзалов, от «незаконного вмешательства и попыток проведения террористических актов» (Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ).
Требования по транспортной безопасности относятся только к субъектам транспортной инфраструктуры: тем, кто эксплуатирует объекты транспортной инфраструктуры (те же остановочные комплексы, вокзалы) и перевозчикам: тем, кто возит пассажиров и багаж на регулярной основе или по заказу, а также к тем, кто перевозит опасные грузы.
Вот у них есть дополнительные обязанности. Главные из них:
1) провести оценку уязвимости ТС (есть специальная шкала),
2) когда эту оценку утвердят, в течение 3 месяцев разработать план обеспечения транспортной безопасности.
3) потом этот план соблюдать.
Если вы относитесь к числу вышеперечисленных субъектов, то Транснадзор будет проверять вас и на предмет транспортной безопасности. Общие правила проверки при этом те же, что и при проверках ОБДД. Правда, в отношении проверочных листов по транспортной безопасности есть казус.
В настоящее время на сайте Ространснадзора опубликовано 12 проверочных листов по транспортной безопасности, а также проект Приказа об их утверждении. Но до сих пор этот приказ не утвержден. Как по закону должны проходить такие проверки, непонятно. В ряде случаев Транснадзор использует эти листы, а в ряде случаев полагается на перечень нормативных актов, содержащих обязательные требования в этой области. Но в любом случае, эти чек-листы также полезно пройти заранее, для самопроверки.
Какие штрафы налагает Транснадзор?
Большие 🙂 На самом деле, зависит от нарушения. Но в целом, действительно, суммы получаются очень внушительные, особенно если штраф выставляют юридическому лицу.
Например.
Нарушения при проведении предрейсовых медосмотров
✐ Допуск работника к выполнению работы без прохождения обязательных медицинских осмотров (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) — штраф до 130 000 руб.
✐ Несоблюдение требований о проведении предрейсовых медосмотров водителей (ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ) — штраф до 30 000 руб.
✐ Нарушение порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров (ст. 11.32 КоАП РФ) — штраф до 50 000 руб.
А если организация является еще и лицензированным перевозчиком, то ей грозит штраф за нарушение правил, предусмотренных лицензией — до 40 000 руб.
Отсутствие нужных «корочек» у работников
Статья 12.31.1. КоАП РФ говорит, что перевозки «с нарушением профессиональных и квалификационных требований к работникам» наказываются штрафом до 100 тыс. руб. Кстати, ИП в этом случае приравниваются к юридическим лицам.
Если говорить именно о проверках Транснадзора, то чаще всего штрафуют за отсутствие «корочек» у ответственных за БДД, контролеров ТС и диспетчеров. Мы даже писали целую статью с примерами — о том, как строго проверяющие органы следят за наличием дипломов у этих сотрудников.
Отсутствие стажировки у водителей
Наложить штраф за это может как Транснадзор, так и ГИТ, одновременно.
✐ Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда — штраф до 130 тыс. руб.
✐ Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок (несоблюдение квалификационных требований к водителям) — штраф до 100 тыс. руб.
Можно ли быстро подготовиться к проверке?
Смотря насколько быстро. В идеале, конечно, к плановой проверке Транснадзора лучше готовиться сильно заранее, за несколько месяцев. Узнать дату, скачать проверочные листы, наладить необходимый документооборот, не спеша обучить сотрудников.
Но что делать, если этих месяцев в запасе уже нет, и надо подготовиться как можно скорее? Тогда явно нужна помощь специалистов — особенно если всё «запущено». Потому что разом провернуть такой объем работ в короткие сроки нереально.
Звоните — проанализируем вашу ситуацию и посмотрим, чем вам можно помочь. Обучаем сотрудников дистанционно, помогаем с документооборотом по БДД, консультируем.
Возможно, вы это ищете: Обучение специалистов по БДД, подготовка к аттестации Ежегодное обучение водителей по 20-часовой программе |
В любом случае, если перед проверкой есть хоть какое-то время, многие упущения можно исправить. Хотя, безусловно, лучше всё делать заранее, без спешки и суеты.
И пусть все проверки у вас проходят гладко!
Авторы: Ольга Карагаева, Елена Чекасина ©
Понравилась статья?
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!