О проверках Транснадзора

А вы готовы к проверкам Транснадзора? «Мы? — удивится кто-то. — Чего ради? Мы обычная организация, профессиональными перевозками не занимаемся. Транснадзор к нам прийти не может».

На самом деле — очень даже может. И если вы к такому визиту будете не готовы, то он обойдется вам дорого. Посмотрите отчеты того же УГАДН за прошлую неделю (с 28 февраля по 5 марта 2020 года). Всего за несколько дней выписано штрафов на сумму больше 5 млн рублей!

Транснадзор штрафы, проверки

Поэтому в этой статье подробно расскажем о проверках Транснадзора. Кого, как и когда проверяют, какие штрафы выписывают и как к таким проверкам готовиться загодя. Читайте!

Кого проверяет Транснадзор?

Транснадзор контролирует соблюдение обязательных требований в сфере транспорта, любого: воздушного, железнодорожного и т.д. Это разные подразделения и разные законодательные акты. Поэтому сразу оговоримся, что мы имеем в виду именно автомобильный транспорт (легковые и грузовые автомобили, автобусы).

Итак, какие организации проверяет Транснадзор? Те, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками — а также предприятия, которые используют автомобильный транспорт для собственных нужд. То есть, если в вашей организации есть хотя бы один автомобиль — вы уже должны соблюдать определенные требования БДД. И к вам может  явиться инспектор Транснадзора.

Проверки на предприятиях проводят территориальные органы Ространснадзора — Управления государственного автодорожного надзора, сокращенно УГАДН.

Когда ждать проверок?

Есть проверки плановые, о них мы подробно писали в этой статье. Они проводятся в соответствии с ежегодным планом надзорного органа. Есть ли ваша организация в этом плане, вы можете узнать заранее в Едином реестре проверок или на официальном сайте Ространснадзора.

Удобно искать дату плановой проверки на сайте УГАДН, который относится к вашему региону. Это быстрее и проще: в «местной» таблице проверок перечислены только региональные предприятия.

Другое дело, что не все УГАДН оперативно обновляют планы на своих сайтах. Поэтому не ленитесь перепроверять информацию во всех источниках.

За 3 дня до самой проверки инспектор УГАДН обязан письменно уведомить вас о визите, отправив копию «Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица». Из распоряжения можно загодя узнать, кто будет проводить проверку, в какие сроки — а также увидеть перечень документов, которые надо будет предоставить проверяющему.

  Полезно прочесть перед плановой проверкой:

  ? Где компании взять контролера

  ? Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»

  ? Назначение специалиста БДД, контролера ТС, диспетчера

  ? Как проводить учет ДТП в организации

  ? Просто о сложностях предрейсового и послерейсового осмотра

Насчет внеплановых проверок. С ними сложнее, потому что к ним трудно подготовиться заранее. Конечно, такие проверки проводятся тоже не с бухты-барахты, а по определенным основаниям: чья-то жалоба, требования лицензирующего органа (если вы работаете по лицензии), необходимость проверить, устранены ли нарушения (если у вас их находили и поставили срок устранения). Но предвидеть внеплановую проверку, в большинстве случаев, очень трудно. И вот что важно: таких проверок за год может быть сколько угодно.

Что и как проверяет Транснадзор?

Если проверка документарная — то проверяются основные документы. Бумаги изучаются в самом УГАДН, к вам никто не приезжает.

УГАДН может потребовать любой документ — конечно, в пределах предмета проверки и связанный с БДД. А документооборот по БДД немаленький: это порядка 10 приказов, столько же журналов, около 20 инструкций и 15-20 программ, планов и других документов.

Выездная проверка обычно более масштабная. По названию понятно, что в этом случае на предприятие приезжает инспектор или комиссия. В этом случае всесторонне проверяется, насколько предприятие соответствует требованиям БДД. Кстати, комиссия может быть «многосоставная»: выездная проверка Транснадзора нередко проводится совместно с ГИБДД, МЧС, Ростехнадзором, Государственной инспекцией труда и т.д.

Но допустим, что к вам приехали уполномоченные лица только из Транснадзора. Как и что они будут смотреть?

Сейчас плановые проверки Транснадзора проходят только по утвержденным проверочным листам. Это перечень требований по БДД, которым должно соответствовать предприятие — вот по нему вас и будут «прогонять».

Например, обязательно спросят (и потребуют подтверждающие документы):

назначен ли в организации ответственный за БДД и прошел ли он аттестацию,

соблюдается ли порядок заполнения, учета и хранения путевых листов,

проводятся ли предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей и как именно: есть ли помещение, договор с медучреждением и т.д.,

проводятся ли предварительные и периодические медосмотры водителей,

ведется ли учет ДТП и есть ли документы, подтверждающие анализ причин ДТП,

соблюдается ли порядок стажировки водителей и назначается ли водитель-наставник,

есть ли необходимое образование у контролеров ТС и диспетчеров, и т.д.

Важно! Если в рамках плановой проверки инспекторы будут задавать «не свои» вопросы, не указанные в  проверочных листах, результаты проверки можно обжаловать.

С проверочными листами имеет смысл ознакомиться заранее, чтобы подготовиться по всем пунктам. Скачать проверочные листы: по перевозке грузов, по перевозке пассажиров.

Пример

 Западно-Уральский МУГАДН при плановой проверке Чайковской «Городской поисково-спасательной службы» нашел нарушение: отсутствие аттестации у специалиста по БДД. Причем специалист даже прошел дополнительное обучение — но то, что ответственный за БДД должен быть аттестован в УГАДН, руководство как-то упустило из виду.

Итог: на организацию наложили штраф в 100 тысяч рублей. Если бы руководитель «Городской  поисково-спасательной службы» заранее заглянул в проверочный чек-лист, то этого казуса бы не случилось.  В листе ясно сказано, что специалист БДД должен иметь аттестацию.

Проверяет ли Транснадзор транспортную безопасность?

Да, проверяет, этим занимается специальное подразделение Транснадзора. Но не путайте: транспортная безопасность — это не про БДД. Это про защиту транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, например, остановочных комплексов, вокзалов, от «незаконного вмешательства и попыток проведения террористических актов» (Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ).

Требования по транспортной безопасности относятся только к субъектам транспортной инфраструктуры: тем, кто эксплуатирует объекты транспортной инфраструктуры (те же остановочные комплексы, вокзалы) и перевозчикам: тем, кто возит пассажиров и багаж на регулярной основе или по заказу, а также к тем, кто перевозит опасные грузы.

Вот у них есть дополнительные обязанности. Главные из них:

1) провести оценку уязвимости ТС (есть специальная шкала),

2) когда эту оценку утвердят, в течение 3 месяцев разработать план обеспечения транспортной безопасности.

3) потом этот план соблюдать.

Если вы относитесь к числу вышеперечисленных субъектов, то Транснадзор будет проверять вас и на предмет транспортной безопасности. Общие правила проверки при этом те же, что и при проверках ОБДД. Правда, в отношении проверочных листов по транспортной безопасности есть казус.

В настоящее время на сайте Ространснадзора опубликовано 12 проверочных листов по транспортной безопасности, а также проект Приказа об их утверждении. Но до сих пор этот приказ не утвержден. Как по закону должны проходить такие проверки, непонятно. В ряде случаев Транснадзор использует эти листы, а в ряде случаев полагается на перечень нормативных актов, содержащих обязательные требования в этой области. Но в любом случае, эти чек-листы также полезно пройти заранее, для самопроверки.

Какие штрафы налагает Транснадзор?

Большие 🙂 На самом деле, зависит от нарушения. Но в целом, действительно, суммы получаются очень внушительные, особенно если штраф выставляют юридическому лицу.

Например.

Нарушения при проведении предрейсовых медосмотров

Допуск работника к выполнению работы без прохождения обязательных медицинских осмотров (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) — штраф до 130 000 руб.

Несоблюдение требований о проведении предрейсовых медосмотров водителей (ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ) — штраф до 30 000 руб.

Нарушение порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров (ст. 11.32 КоАП РФ) — штраф до 50 000 руб.

А если организация является еще и лицензированным перевозчиком, то ей грозит штраф за нарушение правил, предусмотренных лицензией — до 40 000 руб.

Отсутствие нужных «корочек» у работников

Статья 12.31.1. КоАП РФ говорит, что перевозки «с нарушением профессиональных и квалификационных требований к работникам» наказываются штрафом до 100 тыс. руб. Кстати, ИП в этом случае приравниваются к юридическим лицам.

Если говорить именно о проверках Транснадзора, то чаще всего штрафуют  за отсутствие «корочек» у ответственных за БДД, контролеров ТС и диспетчеров. Мы даже писали целую статью с примерами — о том, как строго проверяющие органы следят за наличием дипломов у этих сотрудников.

Отсутствие стажировки у водителей

Наложить штраф за это может как Транснадзор, так и ГИТ, одновременно.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда — штраф до 130 тыс. руб.

Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок (несоблюдение   квалификационных требований к водителям) — штраф до 100 тыс. руб.

Можно ли быстро подготовиться к проверке?

Смотря насколько быстро. В идеале, конечно, к плановой проверке Транснадзора лучше готовиться сильно заранее, за несколько месяцев. Узнать дату, скачать проверочные листы, наладить необходимый документооборот, не спеша обучить сотрудников.

Но что делать, если этих месяцев в запасе уже нет, и надо подготовиться как можно скорее? Тогда явно нужна помощь специалистов — особенно если всё «запущено». Потому что разом провернуть такой объем работ в короткие сроки нереально.

Звоните — проанализируем вашу ситуацию и посмотрим, чем вам можно помочь. Обучаем сотрудников дистанционно, помогаем с документооборотом по БДД, консультируем.

Возможно, вы это ищете:

Обучение специалистов по БДД, подготовка к аттестации

Обучение контролеров ТС

Ежегодное обучение водителей по 20-часовой программе

Обучение водителей-наставников

Обучение диспетчеров автотранспорта

 В любом случае, если перед проверкой есть хоть какое-то время, многие упущения можно исправить. Хотя, безусловно, лучше всё делать заранее, без спешки и суеты.

И пусть все проверки у вас проходят гладко!

Авторы: Ольга Карагаева, Елена Чекасина  ©

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Подписываюсь!
Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *