Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»

Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД — его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».

Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).

Да, специалист БДД нужен, даже если организации (или ИП) — владельцы грузовых автомобилей или автобусов — используют транспорт исключительно для собственных нужд.

Если же у организации или ИП на балансе только легковые автомобили, и используются исключительно для своих нужд, то ответственный за БДД в данном случае не нужен.

Давайте еще раз: деление на тех, кому нужен ответственный за БДД, а кому нет, проходит не по количеству автомобилей или величине организации, а частично по видам деятельности (для себя перевозятся грузы или пассажиры, или по договору перевозки), и по видам автомобилей – если у организации (или ИП) в собственности грузовой автомобиль или автобус, то такую организацию (или ИП) касаются все требования как статьи 20 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так и спецактов Минтранса.

Почему все так сложно и запутано с этими требованиями к специалисту БДД

Причин для путаницы в этом вопросе много: требования к тому же ответственному за БДД описаны в приказе Минтранса № 287, при этом название его очень четко сформулировано «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Про «неперевозчиков» ничего тут не сказано, и отдельного приказа с квалификационными требованиями для работников «неперевозчиков» не было.

Соответственно, проверяющие трактовали эти требования приблизительно так: раз есть только такие требования, значит, их должны выполнять все.  Организации, конечно же, трактовали в свою пользу – раз мы не являемся перевозчиками, то и не надо оно нам. А судебная практика периодически склоняется то в одну, то в другую сторону. Точнее, склонялась изначально в пользу субъектов предпринимательской деятельности, но в 2017 году Верховный суд поставил точку – не в их пользу.

Потом ситуация изменилась – Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон о безопасности дорожного движения» № 398-ФЗ был принят, одобрен, подписан и 21 декабря 2018 года вступает в силу.  Согласно редакции 20 декабря 2017 года уравняли в требованиях вообще всех – как имеющих на балансе один легковой автомобиль, так и транспортные компании с огромным автопарком.

А дальше, чтобы запутать уже всех окончательно, 30 октября 2018 года его отредактировали, но в этот раз получился более, скажем так, справедливый вариант – неперевозчики, использующие исключительно легковой транспорт исключительно для своих нужд, освобождены от требования аттестовать ответственного за БДД, проводить ежегодное обучение водителей, обучать контролера и диспетчера, и от прочих требований, которые перечислены в п.2 статьи 20 196-ФЗ редакция 31.10.2018г

А полный перечень необходимого или так называемый чек-лист для проверки — Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 сентября 2017 г. N ВБ-883фс, можно скачать здесь .

6 thoughts on “Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»

  1. Александр Александр говорит:

    А от куда надо взять средства на оплату специалиста по БДД . И где его взять он должен быть с высшим образованием. Если И.П нет высшего. а на лишнего сотрудника нет средств

    • Администратор Администратор говорит:

      Боюсь, это вопрос не к нам, а к законодателям. Требование прописано в законе (196 ФЗ), штрафы за нарушения предусмотрены большие. Экономный вариант — оформить специалиста БДД по совместительству на 0.1 ставки.

  2. Денис Денис говорит:

    До скольки единиц техники не нужен сотрудник БДД если есть контролер по выпуску техники??

    • Администратор Администратор говорит:

      Добрый день!
      Требование иметь в штате специалиста БДД зависит не от количества единиц техники, а от вида техники и методов ее использования. Если один автобус — специалист БДД нужен, даже если это небольшая газель. Грузовик — специалист БДД нужен.

  3. Татьяна Татьяна говорит:

    Добрый день!Есть ли какое-нибудь определенное количество водителей на одного специалиста БДД?
    У нас три фирмы:
    1- работает 14 человек
    2-25 человек
    3-15 человек
    Мы же можем разделить ставку специалиста на одного?Вроде как до 51 водителя .Спасибо

    • Администратор Администратор говорит:

      Добрый день!
      Нет, такого ограничения нет, главное требование — чтобы была правильно организована служба БДД: велась вся необходимая документация, проводились все мероприятия (медосмотры, техосмотры, инструктажи, стажировки и прочее), так как специалист БДД несет за это ответственность. Если он все успевает — вопросов нет, пусть хоть 1000 водителей будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *