Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД – его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».
Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).
Да, специалист БДД нужен, даже если организации (или ИП) – владельцы грузовых автомобилей или автобусов – используют транспорт исключительно для собственных нужд.
Если же у организации или ИП на балансе только легковые автомобили, и используются исключительно для своих нужд, то ответственный за БДД в данном случае не нужен.
Давайте еще раз: деление на тех, кому нужен ответственный за БДД, а кому нет, проходит не по количеству автомобилей или величине организации, а частично по видам деятельности (для себя перевозятся грузы или пассажиры, или по договору перевозки), и по видам автомобилей – если у организации (или ИП) в собственности грузовой автомобиль или автобус, то такую организацию (или ИП) касаются все требования как статьи 20 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так и спецактов Минтранса.
Почему все так сложно и запутано с этими требованиями к специалисту БДД
Причин для путаницы в этом вопросе много: требования к тому же ответственному за БДД описаны в приказе Минтранса № 287, при этом название его очень четко сформулировано «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Про «неперевозчиков» ничего тут не сказано, и отдельного приказа с квалификационными требованиями для работников «неперевозчиков» не было.
👉 Внимание! С 1 января 2021 года Приказ Минтранса 287 отменен. Вместо него вступил в силу новый Приказ Минтранса № 282 от 31.07.2020. Закон по-прежнему обращен ко всем организациям и ИП. Исключение — если предприятие использует только легковые автомобили и только для своих нужд. |
Соответственно, проверяющие трактовали эти требования приблизительно так: раз есть только такие требования, значит, их должны выполнять все. Организации, конечно же, трактовали в свою пользу – раз мы не являемся перевозчиками, то и не надо оно нам. А судебная практика периодически склоняется то в одну, то в другую сторону. Точнее, склонялась изначально в пользу субъектов предпринимательской деятельности, но в 2017 году Верховный суд поставил точку – не в их пользу.
Потом ситуация изменилась – Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон о безопасности дорожного движения» № 398-ФЗ был принят, одобрен, подписан и 21 декабря 2018 года вступает в силу. Согласно редакции 20 декабря 2017 года уравняли в требованиях вообще всех – как имеющих на балансе один легковой автомобиль, так и транспортные компании с огромным автопарком.
А дальше, чтобы запутать уже всех окончательно, 30 октября 2018 года его отредактировали, но в этот раз получился более, скажем так, справедливый вариант – неперевозчики, использующие исключительно легковой транспорт исключительно для своих нужд, освобождены от требования аттестовать ответственного за БДД, проводить ежегодное обучение водителей, обучать контролера и диспетчера, и от прочих требований, которые перечислены в п.2 статьи 20 196-ФЗ редакция 31.10.2018г
А полный перечень необходимого или так называемый чек-лист для проверки — Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 сентября 2017 г. N ВБ-883фс, можно скачать здесь .
Авторы статьи: Ольга Карагаева, Галина Деревянчук.
А от куда надо взять средства на оплату специалиста по БДД . И где его взять он должен быть с высшим образованием. Если И.П нет высшего. а на лишнего сотрудника нет средств
Боюсь, это вопрос не к нам, а к законодателям. Требование прописано в законе (196 ФЗ), штрафы за нарушения предусмотрены большие. Экономный вариант – оформить специалиста БДД по совместительству на 0.1 ставки.
Добрый день!
Подскажите, нужен ли специалист БДД, если для перевозок используется легковой транспорт (до 8 мест, категория Б)?
Добрый день!
В любом случае, должен быть назначен тот, кто отвечает за всю транспортную тему. Допустим, сверку с ГИБДД по ДТП нужно проводить не зависимо от количества и категорий автомобиля.
Но в данном случае специалисту бдд аттестация не обязательно. И общие требования 287 приказа тоже.
До скольки единиц техники не нужен сотрудник БДД если есть контролер по выпуску техники??
Добрый день!
Требование иметь в штате специалиста БДД зависит не от количества единиц техники, а от вида техники и методов ее использования. Если один автобус – специалист БДД нужен, даже если это небольшая газель. Грузовик – специалист БДД нужен.
Добрый день!Есть ли какое-нибудь определенное количество водителей на одного специалиста БДД?
У нас три фирмы:
1- работает 14 человек
2-25 человек
3-15 человек
Мы же можем разделить ставку специалиста на одного?Вроде как до 51 водителя .Спасибо
Добрый день!
Нет, такого ограничения нет, главное требование – чтобы была правильно организована служба БДД: велась вся необходимая документация, проводились все мероприятия (медосмотры, техосмотры, инструктажи, стажировки и прочее), так как специалист БДД несет за это ответственность. Если он все успевает – вопросов нет, пусть хоть 1000 водителей будет.
Подскажите что мне нужно проводить или выполнять какие действия у ИП что бы минимализировать с себя ответственность ??? Всего 1 авто.мереседес по заказу.
Я как ответсвенный по БДД
Добрый день!
Автомобиль легковой?
Основное – все, что касается ДТП. На нашем сайте есть несколько статей по этому вопросу, посмотрите: https://trs72.ru/kak-provodit-uchet-dtp-v-organizatsii/
https://trs72.ru/kak-deystvovat-v-sluchae-dtp-s-uchastiem-sluzhebnyih-mashin/
И организовать обязательный контроль технического состояния (выпуск на линию) – это обязательно, можно самому обучиться и ставить отметки или заключить договор с кем-то https://trs72.ru/gde-kompanii-vzyat-kontrolera/
и медосмотр водителя ежедневный https://trs72.ru/prosto-o-predreysovyh-medosmotrah/
Здравствуйте, если специалист по БДД в отпуске, кто исполняет его обязанности? Меня не отпускают в отпуск ссылаясь, что нет замены.
Добрый день!
Для таких случаев должен быть обучен и аттестован любой другой человек, кто подходит под требования – высшее образование. Или оформить кого-то аттестованного на период отпуска основного сотрудника.
По сути, в отпуск не имеют права не отпускать, это грубое нарушение трудового законодательства.
Здравствуйте. Есть вопрос касающийся специалиста по безопасности дорожного движения. Я работаю инженером по бдд в автотранспортном предприятии имеющим на балансе более 80 ед. автомобилей, около 70 водителей. Вопрос: есть ли нормативный документ в котором указывается количество ответственных по бдд в соотношении автомобилей или водителей; или указывается ставка ответственного по бдд от имеющегося автопарка?
Добрый день!
Нет, взаимосвязи количества водителей/автомобилей и ответственных за БДД нет.
В каком документе прописано количество специалистов, контролеров и диспетчеров в зависимости от количества водителей?
В моем случае 140 водителей.
Нет требований по соотношению специалистов с водителями. Были рекомендации про службу БДД времен СССР, там было указано, что на одного специалиста БДД не более 50 водителей. Но это устаревший документ, не является обязательным.
Сейчас это все на усмотрение организации – главное, чтобы специалисты справлялись с работой и чтобы при уходе одного специалиста в отпуск или на больничный было кем его заменить.
Добрый день. У нас все автомобили категории Б, но несколько автомобилей Мицубиси L200. У них в пластике написано: грузовой бортовой, категория Б. Нам нужен специалист по БДД? Машины используются для своих нужд.
Добрый день!
В таком случае аттестованный специалист БДД не нужен. Но, по опыту, проверяющие могут придраться. Тут уже самим решать – выучить специалиста или спорить при проверке.
Добрый день!
В организации на балансе грузовой “Ларгус” и грузовая “ГАЗель” категория “В”, перевозка только для собственных нужд: доски, металлические изделия, иногда газовый баллон для газосварки. Какие специалисты или ответственные должны быть в организации? И требуется ли им обучение?
Еще газель используется для перевозки отходов: металлической стружки
Добрый день!
В данном случае необходим и контролер, и аттестованный специалист БДД.
Нужен ли Ответственный за БДД, если в организации числится грузовая “ГАЗель”, которая находится в лизинге.
Да, в таком случае надо.