“Где компании взять контролера, если сотрудников переобучить нельзя?” – на днях с таким вопросом к нам обратился руководитель фирмы. Ситуация, которую он озвучил, оказалась довольно непростой.
В компании есть большой автопарк и два механика, которые в том числе выпускают транспорт на линию, то есть выполняют обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств. Но пришла проверка, и фирме выписали штраф в 100 тысяч рублей за то, что образование сотрудников не соответствовало требованиям, предъявляемым к контролерам. Проверяющий порекомендовал как можно скорее отправить кого-то из механиков на переподготовку и получить нужные «корочки».
Проблема в том, что ни у кого из механиков нет среднего профессионального образования – только школьный аттестат, а без этого на переподготовку не возьмут. Как быть в этом случае? Увольнять этих людей и принимать новых, с образованием? Брать еще одного человека в штат? Или, может быть, можно как-то обойтись без переподготовки?
И действительно, мы уже писали про должность контролера, о его обязанностях, каким компаниям нужен, где получить корочки и т.д. (детальнее в рубрике Контролер ТС), а вот как на практике решать этот вопрос, если коллектив уже сложился – не обсуждали.
Так что сейчас разберем конкретную ситуацию, ответим на всё по порядку, и начнем с главного.
Если люди в компании уже много лет фактически работают механиками-контролерами, выпускающими на линию, но нужных дипломов нет, должны ли они всё равно проходить переподготовку или можно сделать исключение?
Приказ Минтранса № 287 (от 2015 года) определяет квалификационные требования к контролерам. И согласно этому приказу контролером может быть сотрудник, который:
– имеет образование (не ниже среднего профессионального) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
– имеет образование (не ниже среднего профессионального) по специальностям, входящим в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года.
👉 Внимание! С 1 января 2021 года Приказ Минтранса 287 отменен. Вместо него вступил в силу новый Приказ Минтранса №282 от 31.07.2020.
По новым требованиям, контролер ТС должен иметь образование (не ниже среднего профессионального): |
Если таких людей в компании нет, тогда необходимо отправлять сотрудников на обучение – переподготовку по программе «Контролер ТС». И здесь важно иметь ввиду, что переподготовка возможна только если у сотрудника уже есть базовое образование – среднее профессиональное или высшее, по любой специальности.
Исключений для давно работающих опытных сотрудников приказом не предусмотрено – соответствующий диплом нужен в любом случае.
Также заметим, что «выпускающий на линию» должен четко знать обязанности контролера, которые определены приказом Минтранса № 296 от 08.08.2018.
У наших механиков нет среднего профессионального образования, только школьное, и, значит, их нельзя послать на переподготовку. Можно ли их уволить и принять нового сотрудника, с нужным образованием?
Уволить уже работающего сотрудника из-за того, что у него нет нужного образования, вы не имеете права – ст. 76 Трудового кодекса РФ такого основания не предусматривает. Если только, конечно, сможете договориться с ним о расторжении договора, согласовав условия, выплаты и подписав соглашение о расторжении трудового договора (так называемое «соглашение сторон»)
Что в таком случае делать с контролерами в организации?
Мы видим 3 варианта решения проблемы:
Вариант 1: Можно перевести кого-то из тех, кто сейчас выпускает транспорт на линию, на другую работу в вашей компании, в порядке ст. 72.1 Трудового кодекса РФ. Раз при этом изменяются условия трудового договора – то необходимо согласие сотрудника, приказ о переводе и дополнительное соглашение к трудовому договору.
На освободившееся место принимаете работника с образованием не ниже среднего профессионального – либо сразу с дипломом контролера, либо без него, но тогда направляете этого сотрудника на переподготовку. Такую переподготовку сотрудник может пройти в нашем Учебном центре – без отрыва от производства и в максимально сжатые сроки, оформить заказ можно прямо здесь: , или перейдя по ссылке на страницу Обучение контролеров технического состояния автотранспортных средств, там описано все подробно
Вариант 2: Возложить обязанность по контролю технического состояния автотранспортных средств на другого сотрудника в порядке совмещения (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ). Это может быть, например, водитель. Два нюанса: а) на это надо взять письменное согласие самого сотрудника и б) он должен иметь диплом контролера. Либо, опять же, отправляем его на обучение.
Вариант 3: Для проведения предрейсового контроля автотранспорта вашей компании можно обратиться к сторонней организации. При этом специалист этой организации, естественно, также должен соответствовать требованиям, предъявляемым к контролеру.
Может быть, проще один раз заплатить штраф?
Если автомобили компании перед рейсом не осматривает квалифицированный контролер, то это обойдется фирме весьма недешево. Штраф для должностных лиц – 20 тысяч рублей; для юридических лиц – 100 тысяч рублей.
При этом штрафовать по 100 тыс. рублей могут много раз и за каждый выявленный случай (по каждому работнику) – до того момента, пока в компании не появится контролер.
Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.
Здравствуйте, у меня деплом, средния профеисиональный, по специальности, мастер сельскохозяйственного производства, с пресвоением должности, водитель категорий С, слесорь ремонтник 3 разряда и тракторист машинист, могу я отучиться на контроллера по автотранспорта, или надо преподготовка?
Отучиться на контролера – это и есть переподготовка. Отучиться точно можете.
Можно ли работать контролером без переподготовки – скорее всего, нет. Но для точного ответа надо увидеть Ваш диплом.
Добрый вечер ! У нас есть водитель. У него есть диплом “Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей, где он окончил курс названного лицея с получением среднего(полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии “Автомеханик” с присвоением квалификации Слесарь по ремонту автомобилей(4 разряд). Может он занимать должность Контролера, если пройдет переподготовку на контролера, или может ему не нужна переподготовка? Так же вопрос по стажу?
Добрый день! Рассматривая Ваш комментарий и не видя пока документа образовании, можно сделать вывод, что образование Вашего кандидата на должность механика входит в группу профессий 23.01.03, следовательно согласно приказа Минтранса №282 от 31.07.2020 нужен стаж в области контроля тех состояния 3 года. По желанию, также можно повысить квалификацию по специальности контролер (но это не обязательно в Вашем случае). Можем рассмотреть Ваш диплом детальнее. направьте его скан или фото нам на почту или в Вотапп по номеру 8 950 485 6161
Здравствуйте! Имеется диплом бакалавра по специальности Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Могу ли я работать контролером или необходима повышение квалификации?
Здравствуйте! Ваше образование является профильным, входит в укрупненную группу 23.00.00. Диплом о профпереподготовке Вам точно не нужен, а вот повышение квалификации – по желанию, без него работать контролером также можете