Где компании взять контролера

«Где компании взять контролера, если сотрудников переобучить нельзя?» —  на днях с таким вопросом к нам обратился руководитель фирмы. Ситуация, которую он озвучил, оказалась довольно непростой.

В компании есть большой автопарк и два механика, которые в том числе выпускают  транспорт на линию, то есть выполняют обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств. Но пришла проверка, и фирме выписали штраф в 100 тысяч рублей за то, что образование сотрудников не соответствовало требованиям, предъявляемым к контролерам. Проверяющий порекомендовал как можно скорее отправить кого-то из механиков на переподготовку и получить нужные «корочки».

Проблема в том, что ни у кого из механиков нет среднего профессионального образования — только школьный аттестат, а без этого на переподготовку не возьмут. Как быть в этом случае? Увольнять этих людей и принимать новых, с образованием? Брать еще одного человека в штат? Или, может быть, можно как-то обойтись без переподготовки?

И действительно, мы уже писали про должность контролера, о его обязанностях, каким компаниям нужен, где получить корочки и т.д. (детальнее в рубрике Контролер ТС), а вот как на практике решать этот вопрос, если коллектив уже сложился – не обсуждали.

Так что сейчас разберем конкретную ситуацию, ответим на всё по порядку, и начнем с главного.

Если люди в компании уже много лет фактически работают механиками-контролерами, выпускающими на линию, но нужных дипломов нет, должны ли они всё равно проходить переподготовку или можно сделать исключение?

Приказ Минтранса № 287 (от 2015 года) определяет квалификационные требования к контролерам. И согласно этому приказу контролером может быть сотрудник, который:

— имеет образование (не ниже среднего профессионального) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

— имеет образование (не ниже среднего профессионального) по специальностям, входящим в группу 23.00.00  «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года.

Обратите внимание: этот стаж работы должен быть обязательно зафиксирован в трудовой книжке!

Если таких людей в компании нет, тогда необходимо отправлять сотрудников на обучение – переподготовку по программе «Контролер ТС». И здесь важно иметь ввиду, что переподготовка возможна только если у сотрудника уже есть базовое образование – среднее профессиональное или высшее, по любой специальности.

Исключений для давно работающих опытных сотрудников приказом не предусмотрено – соответствующий диплом нужен в любом случае.

Также заметим, что «выпускающий на линию» должен четко знать обязанности контролера, которые определены приказом Минтранса № 296 от 08.08.2018. 

У наших механиков нет среднего профессионального образования, только школьное, и, значит, их нельзя послать на переподготовку. Можно ли их уволить и принять нового сотрудника, с нужным образованием?

Уволить уже работающего сотрудника из-за того, что у него нет нужного образования, вы не имеете права – ст. 76 Трудового кодекса РФ такого основания не предусматривает. Если только, конечно, сможете договориться с ним о расторжении договора, согласовав условия, выплаты и подписав соглашение о расторжении трудового договора (так называемое «соглашение сторон»)

Что в таком случае делать с контролерами в организации?

Мы видим 3 варианта решения проблемы:

Вариант 1: Можно перевести кого-то из тех, кто сейчас выпускает транспорт на линию, на другую работу в вашей компании, в порядке ст. 72.1 Трудового кодекса РФ. Раз при этом изменяются условия трудового договора – то необходимо согласие сотрудника, приказ о переводе и дополнительное соглашение к трудовому договору.

На освободившееся место принимаете работника с образованием не ниже среднего профессионального – либо сразу с дипломом контролера, либо без него, но тогда направляете этого сотрудника на переподготовку. Такую переподготовку сотрудник может пройти в нашем Учебном центре — без отрыва от производства и в максимально сжатые сроки, подробнее по ссылке.

Вариант 2: Возложить обязанность по контролю технического состояния автотранспортных средств на другого сотрудника в порядке совмещения (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ). Это может быть, например, водитель. Два нюанса: а) на это надо взять письменное согласие самого сотрудника и б) он должен иметь диплом контролера. Либо, опять же, отправляем его на обучение.

Вариант 3: Для проведения предрейсового контроля автотранспорта вашей компании можно обратиться к сторонней организации. При этом специалист этой организации, естественно, также должен соответствовать требованиям, предъявляемым к контролеру.

Может быть, проще один раз заплатить штраф?

Если автомобили компании перед рейсом не осматривает квалифицированный контролер, то это обойдется фирме весьма недешево. Штраф для должностных лиц – 20 тысяч рублей; для юридических лиц – 100 тысяч рублей.

При этом штрафовать по 100 тыс. рублей могут много раз и за каждый выявленный случай (по каждому работнику) – до того момента, пока в компании не появится контролер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *