Понятно, что в идеальной ситуации на этих должностях в организации работают отдельные штатные сотрудники. Но как быть компаниям, для которых слишком накладно содержать еще трех человек? Можно ли возложить обязанности этих «транспортных специалистов» на сотрудников, которые уже работают в компании?
Да, можно. Сейчас мы скажем об этом подробнее, но для начала давайте разберемся в основных вопросах.
Всем ли необходимы контролер ТС, специалист БДД и диспетчер?
- Специалист БДД. Нужен почти всем. Исключение – ИП и организации, у которых на балансе только легковые автомобили, которые используются исключительно для собственных нужд. Если же компания занята перевозками, или владеет автобусом или грузовиком – специалист БДД необходим. Можно прочитать подробнее в статье “В каких организациях должен быть специалист по БДД”, а подробнее про обучение специалистов БДД – на странице “Обучение”
- Контролер по ТС. Нужен всем, даже упомянутым ИП и организациям с легковыми автомобилями. Подробнее здесь: “Контролер в небольших организациях”. Про обучение контролеров ТС подробнее здесь: “Обучение контролеров ТС”
- Диспетчер. Строго говоря, необходимость этой должности нигде не прописана и никаких санкций за ее отсутствие не предусмотрено. Здесь всё решает производственная необходимость и здравый смысл. В крупных компаниях диспетчеры есть (иногда не по одному), в маленьких – функции диспетчера исполняет, как правило, бухгалтер. Но если диспетчер все-таки есть – то его желательно обучить, подробности на странице
“Обучение диспетчеров автотранспорта”
Но тут важно разделять две ситуации. Первая: бухгалтер только заполняет, выдаёт, принимает путевые листы и проверяет правильность их оформления. Здесь потребности в отдельном диспетчере нет, эту обязанность можно просто указать в должностной инструкции бухгалтера.
Но если бухгалтер (или любой другой сотрудник) должен еще и координировать работу водителей, составлять маршруты, контролировать погрузочно-разгрузочные работы и т.д. – то это, по факту, работа диспетчера. В этом случае в штатном расписании должна быть соответствующая должность, а у диспетчера должно быть соответствующее образование.
👉 Внимание! С 1 января 2021 года Приказ Минтранса 287 отменен. Вместо него вступил в силу новый Приказ Минтранса №282 от 31.07.2020. Теперь к образованию и стажу диспетчера не предъявляется никаких требований. Обучение возможно по желанию работодателя для повышения квалификации работника. |
Кого можно назначить на эти “транспортные” должности?
Любого сотрудника, который подходит под квалификационные требования, установленные в Приказе Минтранса РФ № 287.
Сейчас действует новый Приказ № 282. Вот его требования:
- Специалист БДД. Должен иметь:
– либо высшее образование по специальностям группы «Техника и технологии наземного транспорта»;
– либо любое высшее образование и диплом специалиста БДД;
– либо среднее профессиональное образование по специальностям группы «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы в области обеспечения БДД не менее 3 лет;
– либо среднее профессиональное образование по любой специальности, диплом специалиста БДД и стаж работы в области обеспечения БДД не менее 3 лет;И для всех этих категорий необходимо пройти аттестацию в УГАДН.
- Контролер ТС должен иметь образование (не ниже среднего профессионального):
– или по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
– или по любой специальности, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года;
– или по любой профессии, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 3 лет;
– или по любой другой специальности или профессии плюс диплом о профессиональной переподготовке на контролера технического состояния автотранспортных средств.
Нередки ситуации, когда сотрудник в компании работает уже много лет и фактически выполняет обязанности контролера ТС (или диспетчера, или специалиста БДД – требования аналогичны). «Засчитается» ли этот опыт вместо профильного образования? К сожалению, нет. Мы подробно писали об этом в статье: “Где взять контролера?”
- Диспетчер. По новым правилам, к этой специальности не предъявляется никаких требований. Однако многие работодатели предпочитают отправить сотрудника на повышение квалификации.
Варианты совмещения: диспетчер, водитель, контролер, специалист БДД
Итак, вы нашли и обучили сотрудников, которые, на ваш взгляд, могут нести дополнительные обязанности по вышеназванным транспортным специальностям. Какие основные варианты совмещения могут быть? Ответим на самые распространенные вопросы.
1. Может ли один человек совмещать должности специалиста БДД, диспетчера и контролера?
Да, теоретически, может. Прямых запретов на это не установлено и во многих организациях так все и оформлено. Однако, как говорят специалисты, это бессмысленно: ведь специалист по БДД должен контролировать работу диспетчера и контролёра технического состояния ТС.
2. Может ли водитель быть контролером?
Да, может, если подходит под квалификационные требования.
3. Может ли водитель быть специалистом БДД?
Да, может, если подходит под квалификационные требования.
4. Может ли водитель быть диспетчером?
Может — но только в случае совмещения, а не совместительства. То есть, водитель может выполнять функции диспетчера, но в рамках своего “водительского” рабочего дня. Подрабатывать водителю диспетчером в нерабочее время запрещено — это уже совместительство, и подпадает под Ограничения по совместительству для работников транспорта (ст. 329 Трудового кодекса РФ). Это связано с тем, что транспорт является источником повышенной опасности.

5. Может ли бухгалтер быть диспетчером?
Может. Однако, если транспорта на предприятии много, то бухгалтеру лучше пройти специальное обучение.
Нужен ли трудовой договор при совместительстве?
По мнению Минтруда России, нужен. То есть помимо основного трудового договора необходимо заключить с работником второй договор о работе по совместительству. (Напомним, что мы говорим сейчас именно о внутреннем совместительстве.) На основании этого договора издается приказ о приеме на работу.
Если сотрудник хочет, то сведения о работе по совместительству вносятся в его трудовую книжку (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).
Как оплачивается труд совместителя?
Оплата труда совместителей обязательна (ч. 1 ст. 285 ТК РФ). По каким принципам она начисляется? По тем же, по каким начисляется и всем вообще наемным работникам.
То есть:
- пропорционально отработанному времени,
- в зависимости от выработки,
- или на других условиях, прописанных в трудовом договоре.
Размер заработной платы работодатель определяет сам, по согласованию с работником и принимая во внимание размер МРОТ (минимального размера оплаты труда). Разумеется, с учетом всех действующих в регионе районных коэффициентов и надбавок.
При этом надо помнить, что зарплата «не ниже МРОТ» – это про тот случай, когда норма рабочего времени была отработана полностью. Допустим, заработная плата совместителю назначена в размере МРОТ. Если он работал по четыре часа ежедневно и 20 часов в неделю, ему необходимо выплатить не менее половины МРОТ.
О том, как правильно назначать сотрудников на эти должности и какие документы при этом оформлять – рассказываем в следующей статье – “Назначение специалиста БДД, контролера ТС, диспетчера”
Подскажите, пожалуйста, может ли водитель быть диспетчером по совмещению (не по совместительству), а также контролером (по совмещению или совместительству)?
Контролером да, может, при наличии соответствующего образования. Диспетчером тоже может быть — но только по совмещению, не по совместительству.
необходим диплом повышения квалификации специалиста по БДД, механика и контролера школьного автобуса
Любовь, добрый день! По специальностям контролер тех состояния автотранспортных средств (он же механик) и специалист по БДД Вы можете обучиться в нашем учебном центре. Отправьте пожалуйста скан диплома потенциального обучающегося на нашу электронную почту – info@trs72.ru и мы дадим Вам подробную консультацию по обучению
Добрый день! может ли механик совмещать и диспетчера, и контролера тс?
Здравствуйте! Да , такое совмещение возможно, если выполнены все требования к образованию данных специалистов
Может ли ответственный по БДД быть наставником -водителем?
Здравствуйте, да, может. Ограничений по этому вопросу нет.
Ещё раз добрый день! Я правильно ВАС понял? В листе стажировки водитель – наставник и ответственный за БДД, может быть одно лицо, при условии что есть документы на БДД и на НАСТАВНИКА!!!!!!!! ( или документов на наставника – водителя не существует?)
Давайте подробнее разберем. Водитель – наставник по логике – это человек из числа водителей, обладающий определенным опытом и навыками. Конечно в идеале, чтобы было удостоверение водителя – наставника, это напрямую в законодательстве не прописано, но Транснадзор на практике смотрит этот документ.
Как нам видится, для правомерной подписи листа стажировки одни и тем же лицом за наставника и БДДшника, это лицо нужно или устроить по совместительству водителем и специалистом по БДД и возложить по приказу функции наставника. Или если не получается устроить по совместительству хотя бы возложить по приказу функции водителя-наставника. Однако первый вариант будет вернее.
Да, именно Инспекция просит стажировочный лис на водителя автобуса, а водитель вообще один в организации.
Если человек обучен на ответственного по БДД, может ли он быть контролером тех. состояния ТС, или нужно еще раз обучаться на контролера ТС? Когда обучался, нам сказали, что обучение на ответственного по БДД включает контроль технического состояния ТС и действительно такой курс был. Но работодатель требует отдельные корочки на контролера ТС. Поясните пожалуйста.
Если образование у гражданина не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта” то тогда дополнительных «корочек» не требуется. Если же образование не ниже среднего профессионального, но не входит в укрупненную группу 23.00.00, то нужна профессиональная переподготовка, с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, подтвержденной документом о квалификации. Т.е. нужен отдельный документ («корочка») об образовании.
Здравствуйте у нас в подразделении работодатель по приказу возложил на начальника караула по совмещению обязанности механика БДД и диспетчера-контролёра. В трудовом договоре и в должностной инструкции начальника караула не прописаны обязанности механика и диспетчера-контролёра. Может ли начальник караула требовать от работодателя оплату за работу по совмещению ?
Здравствуйте!
Работа по совмещению подлежит оплате.
Согласно ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ срок, в течение которого работник будет
выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются
работодателем с письменного согласия работника. Размер доплаты за совмещение
устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом ее содержания
и (или) объема (часть вторая ст. 151 ТК РФ). Поэтому для правильного оформления
дополнительной работы необходимо составить два кадровых документа:
– приказ (распоряжение) работодателя о поручении дополнительной работы;
– соглашение сторон трудового договора.
Добрый день!
Если в этом году заканчивается срок действия диплома о профессиональной переподготовке диспетчера, то нужно ли ему обучение проходить заново?
Здравствуйте! Дипломы диспетчеров считаются бессрочными (в законодательстве нет требований по срокам), поэтому заново проходить обучение не нужно