Специалисты БДД: трудовой договор или ГПХ

Водители и специалисты по БДД: какой договор нужен

Недавно один наш клиент спросил: можно ли сотрудничать с водителями по гражданско-правовому договору? И можно ли таким же образом «оформить» на предприятии специалиста по БДД? Это же, мол, намного выгоднее: меньше налогов, и нет всех этих заморочек, предусмотренных ТК РФ: отпуска, больничные, заработная плата 2 раза в месяц не ниже МРОТ и т.д. А если проверки, ну так всё законно: договор же есть, хоть и с физическими лицами.

Вопрос такой возникает часто, поэтому мы решили написать об этом подробно.

Итак: можно ли работать с водителями и специалистами по БДД по гражданско-правовому договору, без заморочек? Спойлер: заморочки будут, и еще какие.

Водители по гражданско-правовому договору (ГПХ)

Предположим, что есть некая фирма, у которой возникла потребность – возить сотрудников из дома в офис и обратно. Автобуса у компании нет, покупать дорого, принимать водителя в штат не хочется. Директор думал было заключить контракт со специализированными компаниями-перевозчиками, но тарифы показались ему грабительскими. Тогда он по знакомству нашел водителя-частника со своей «Газелью» и предложили ему возить сотрудников – за небольшие деньги, по гражданско-правовому договору.

Некоторое время руководитель, может быть, и будет радоваться, что так удачно всё провернул. Но потом придет проверка. И напомнит ему, что:

  1. По закону, перевозчиком или фрахтовщиком может быть только ИП или юридическое лицо (п. 13, п. 22 ст. 2 УАТ).
  2. Да, существует глава 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, но указанные там правила не касаются перевозки и фрахтования. И если дело дойдет до суда, то договор с водителем будет признан договором перевозки, как ни крути.
  3. Если организация является перевозчиком или пользуется автобусами и (или) грузовиками для собственных нужд, то на нее распространяются требования Приказа Минтранса № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». А работники, по ТК РФ, это физические лица, вступившие с работодателем в трудовые отношения.

Внимание!

С 1 января 2021 года Приказ Минтранса 287 отменен. Вместо него вступил в силу новый Приказ Минтранса №282 от 31.07.2020. Однако и он именует специалистов по БДД работниками.

И если случится проверка, то оштрафованы будут все: и водитель, и директор, который его нанял.  Водитель – за нарушение правил перевозок пассажиров (по статье 11.14.2. КоАП) и незаконную предпринимательскую деятельность. Директор – за систематическое нарушение трудового законодательства. Потому что по факту между водителем и директором существовали именно  трудовые отношения – это признает любой суд. Возможно, в этом случае директором заинтересуются и налоговые органы.  Штрафов в этом случае может набраться столько, что хватило бы как раз на хороший микроавтобус.

Специалисты БДД: трудовой договор или можно ГПХ

Вообще, оформить специалиста БДД на работу не так уж затратно и хлопотно. Мы рассказывали об этом в статье: Назначение специалиста БДД, контролера ТС, диспетчера. Но некоторые предприятия выбирают более сложный и заведомо тупиковый путь – гражданско-правовой договор. Давайте разбираться.

В этом случае, кроме законов, которые мы упомянули выше, нам надо знать еще один, а именно – п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-Ф3 “О безопасности дорожного движения”.  Там говорится о том, что перевозчики обязаны назначать на своих предприятиях ответственного за БДД. Прочтите этот пункт внимательно и обратите внимание на два важных момента.

  1. Перевозчиками с 2019 года считаются не только те предприятия, которые специализируются на перевозках и фрахтовании. Но и те, у которых на балансе есть хотя бы один грузовой автомобиль или автобус, даже если этот транспорт используется исключительно для внутренних нужд компании. Под автобусами в данном случае имеются в виду и микроавтобусы: то есть автомобили, где 8 и больше пассажирских мест. Такие предприятия должны иметь лицензию.
  2. Закон обязывает назначать специалистов по БДД, здесь нет возможности для двойного толкования. То есть «нанять» специалиста по БДД, даже если он оформлен как ИП, невозможно. Если компания профессионально занимается перевозками или у нее на балансе есть автобусы или грузовики – то в ее штатном расписании должен быть и специалист по БДД. Это аксиома.

Попытки обойти законодательство в этой части обречены на неудачу. Вот недавний пример.

Год назад в Кузнецком районном суде Пензенской области рассматривали жалобу Екатерины Куприяновой. Екатерина – индивидуальный предприниматель, у нее своя транспортная компания. Когда на предприятии случилась внеплановая проверка Транснадзора, Екатерину Куприянову оштрафовали за то, что у нее не было ответственного за БДД. Точнее, он был – но не в штате. Работал с компанией как частное лицо, по гражданско-правовому договору.

Екатерина Куприянова с наложенным взысканием не согласилась и подала жалобу в местный суд. Но суд отклонил ее жалобу, опираясь именно на вышеупомянутый Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».  Так что штраф Екатерине пришлось всё-таки платить. Вероятно, что и специалиста по БДД она приняла-таки в штат. Потому что штрафы за повторные правонарушения предусматриваются просто гигантские.

Трудовой договор для специалистов БДД и водителей – обязателен

Наверное, здесь излишне что-то комментировать. Если вы входите в число перевозчиков — не рискуйте своими деньгами, временем и репутацией. Примите водителей на работу по трудовому договору и введите в штатное расписание специалиста по БДД. Тем более, что его обязанности можно просто поручить уже работающему сотруднику. Мы писали о том, как это правильно сделать, целую статью.

Вообще, многие предприятия, приравненные к перевозчикам, нашли для себя такой выход. Они включают в штат аттестованного специалиста по БДД – но всего на 0,1 ставки. С точки зрения законодательства здесь никакого нарушения нет. Такой вариант представляется безопасной альтернативой гражданско-прововому договору: и закон соблюден, и платежи минимальные.

В любом случае, и безопаснее, и дешевле действовать законно. Если вам не хочется связываться с трудовым договором, заказывайте транспортные услуги у перевозчиков (ИП или предприятий). Но договор подряда с частными водителями или специалистами по БДД – это мина. Причем даже не замедленного действия.

Если же все-таки решили обучить своего специалиста, и тем более, если нужно срочно и дистанционно (по всей РФ),  мы на связи.

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Подписываюсь!
Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

комментария 2

  1. Добрый день! Вы в своей статье пишите, что: “…что перевозчики обязаны назначать на своих предприятиях ответственного за БДД”. ….Закон обязывает назначать специалистов по БДД, здесь нет возможности для двойного толкования. То есть «нанять» специалиста по БДД, даже если он оформлен как ИП, невозможно. Если компания профессионально занимается перевозками или у нее на балансе есть автобусы или грузовики – то в ее штатном расписании должен быть и специалист по БДД. Это аксиома.
    Вопрос: а если организация не перевозчик, но имеет в штате легковые автомобили, можно ли заключить со специалист по БДД договор ГПХ???

    • Если организация не перевозчик, но использует легковые автомобили для своих нужд, то ее квалификационные требования к специалисту БДД (приказ 287) ее не касаются. При этом специалист БДД должен быть назначен, так как и обязанности стажировки водителей, и профилактика ДТП и прочее все равно он должен делать. Но тут уже можно назначить любого сотрудника из тех, кто есть, не надо искать аттестованного.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *