Как правильно выбрать водителя-наставника

Транспортное законодательство обязывает работодателя обеспечить стажировку всем водителям, которых он принимает на работу. Об этом мы подробно писали здесь: Что такое стажировка водителей и как она оформляется.

Большинство вопросов, которые задают нам относительно стажировки, касается водителей-наставников. Кому можно поручить такое наставничество? Где взять наставника, если на предприятии нет вообще ни одного водителя? Нужна ли такому специалисту особая подготовка и удостоверение? Что конкретно ему нужно делать при стажировке и чем он должен руководствоваться?

Многие наши клиенты сетуют, что информации об этом в Сети мало, и она противоречива. Поэтому давайте разберемся и расставим всё по своим местам.

Требования к водителю-наставнику

Кого можно назначить водителем-наставником? Требования к такому специалисту прописаны в двух документах: Приказе Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59 и Руководящем документе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 («Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»).

Итак, водитель-наставник должен:

  1. Иметь опыт работы. Для водителей легковых или грузовых автомобилей необходимый стаж составляет 3 года, для водителей автобусов 5 лет. Смотрите, на каком типе транспорта будет ездить ваш стажируемый водитель — и подбирайте ему наставника с соответствующим опытом.
  2. Не попадать в ДТП по своей вине в течение года. А согласно Руководящему документу РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, водителю надо быть еще более дисциплинированным и аккуратным: он не должен нарушать ПДД в течение 3 лет.
  3. Иметь специальную подготовку и удостоверение водителя-наставника. Об этот пункт сломано немало копий, поэтому остановимся на нем подробнее.

Должен ли водитель-наставник иметь удостоверение?

Водитель-наставникВ вышеупомянутом Руководящем документе отмечается, что водителем-наставником может быть только специалист, «прошедший предварительную подготовку в учебном комбинате». Многие перевозчики думают: это законодательный акт времен РСФСР, у нас сейчас другое государство — поэтому не принимают во внимание этот документ как «устаревший». И напрасно. Да, государственный строй поменялся, но указанный документ никем не отменен.

Так, например, в Хабаровске компанию «АвтоБикин» привлекли к административной ответственности именно за нарушение норм РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. При этом прокуратура настаивала, что документ этот действующий и применяется как полноценный законодательный акт. Суд с этим вполне согласился (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2016 г. N 06АП-121/16).

Во многих случаях Транснадзор, приходя на предприятие с проверкой, квалифицирует отсутствие удостоверения у водителя-наставника как нарушение.

Вот, навскидку, несколько случаев.

  • В 2015 году Арбитражный суд Красноярского края привлек ООО «Индивидуальный перевозчик Темеров Алексей Георгиевич» к административной ответственности. Среди нарушений в работе обозначено: «У водителя-наставника Темерова А.Г., проводившего 18.01.2013 стажировку водителя Накрохина Г.М., отсутствует удостоверение водителя-наставника».
  • В 2016 году Симферопольский районный суд на 90 дней приостановил деятельность ООО «ВОЯЖКРЫМ». Заметим, что предприятие — не профессиональный перевозчик, но административная ответственность на него наложена именно за транспортные нарушения. И опять в числе нарушений — «отсутствует удостоверение водителя-наставника».
  • В 2016 году УГАДН по Амурской области провело внеплановую проверку ОАО «Зея Инвест Энерго». В результате выявились комплексные нарушения, в том числе — «у водителей-наставников не обеспечено наличие соответствующих удостоверений».

Список можно продолжать. Поэтому, исходя из судебной практики и своего опыта, мы можем сказать: чтобы у предприятия не было проблем с УГАДН, водителю-наставнику необходимо иметь специальное удостоверение.

Эта задача решается легко и быстро — во всяком случае, в нашем учебном центре. Сроки обучения водителей-наставников и подготовки удостоверения максимально сжатые, уровень профессиональный, в подарок даем все шаблоны документов для правильного оформления стажировки. Все подробности на странице «Обучение водителей-наставников» или оставьте заявку в форме ниже и мы вам перезвоним.

Что делает водитель-наставник в организации

Его задача — помочь стажеру освоиться в новых условиях (например, на новом маршруте) и закрепить у него навыки безопасного вождения.

Что конкретно он делает?

1. Проводит практические занятия со своим подопечным, согласно утвержденной Программе стажировки. То есть ездит с водителем по реальным маршрутам в качестве инструктора: помогает, указывает на ошибки, объясняет какие-то особенности («Этот пешеходный переход из-за деревьев плохо видно, здесь всегда надо ехать очень медленно»).

2. Проверяет навыки стажера по техническому обслуживанию автомобиля.

3. Контролирует прохождение стажером предрейсового медосмотра. Подробно о предрейсовом медосмотре мы писали здесь: Просто с сложностях предрейсового и послерейсового медосмотра.

4. Учит водителя правильно заполнять учетную документацию. Кстати, во время стажировки в путевых листах стажера обязательно указывать также и водителя-наставника. Контролирующие органы это проверяют!

По теме путевых листов у нас тоже есть целая статья, возможно, она вам пригодится: Что такое путевой лист, для чего он нужен и кто обязан вести путевые листы.

5. После каждого занятия заполняет стажировочный лист, где указывает дату и вид работ, например: «Управление автомобилем с выездом на дороги общего пользования по установленному маршруту». Ставит стажеру оценку и пишет свои замечания.

6. Проводит контрольную проверку (зачет) практических навыков стажера.

Водитель-наставник обязан следить за тем, чтобы вся программа стажировки была пройдена в установленные сроки. Подробнее о сроках мы писали здесь: Стажировка водителей: 5 важных вопросов.

Где брать водителя-наставника?

Если на предприятии есть штат водителей, то самое простое и надежное — выбрать кого-то подходящего из своих же сотрудников. Обучаете его на водителя-наставника, чтобы у него было нужное удостоверение, оформляете дополнительное соглашение к трудовому договору (не забудьте прописать надбавку к месячному окладу — не менее 5%), и всё. Он может быть наставником для всех водителей, которых вы принимаете на работу — разумеется, если у него та же категория, что и у стажеров.

Если выбирать не из кого — например, у вас в компании предполагается только один водитель — можно привлечь человека со стороны. Причем не обязательно заключать договор именно с компанией-перевозчиком. Вполне можно договориться с частным лицом, например, со знакомым водителем (если он, конечно, соответствует требованиям к водителю-наставнику). Заключается обычный разовый договор об оказании услуг, и все довольны. Правда, и в этом случае выбирать лучше того, кто уже имеет удостоверение водителя-наставника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *