Какие штрафы назначают за отсутствие транспортных «корочек»?
Недавний разговор с клиентом:
— У нас бухгалтер работает диспетчером и контролером ТС. Обучение? Да зачем ей? Она уже 10 лет работает, все знает назубок, какие бумаги как заполнить.
— А если проверка?
— Ну и что?
— Вам же штраф выпишут в 100 тысяч.
— Да ладно? Это все только на бумаге. Что-то я не слышал, чтобы реально кого-то наказывали.
Наказывают — на каком основании?
Начнем сначала. На основании чего, собственно говоря, отсутствие у «транспортного» специалиста нужного документа квалифицируется как административное правонарушение? На основании ч. 1 статьи 12.31.1. КоАП РФ, которая говорит, что перевозки «с нарушением профессиональных и квалификационных требований к работникам» наказываются штрафом: для должностных лиц — 20 тыс. рублей, для юридических лиц — 100 тыс. рублей.
Обратите внимание: ИП в этом случае приравниваются к юридическим лицам.
Статья 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 126-ФЗ) указывает, что обеспечить работникам необходимую квалификацию обязан именно работодатель. Новая редакция статьи (Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ) подтверждает это и подчеркивает: требование относится не только к перевозчикам, но и к тем, кто использует транспорт для собственных нужд. Короче говоря — ко всем, у кого на балансе предприятия числится хоть один автомобиль.
Мы уже писали о том, какие конкретно требования предъявляются к образованию специалиста по БДД, контролера ТС и диспетчера – статья “Специалист БДД, контролер и диспетчер: совмещение должностей”. А сегодня наглядно покажем случаи, когда компании были оштрафованы именно за отсутствие нужных дипломов у «транспортных» специалистов.
Вот навскидку несколько типичных судебных решений.
Банк оштрафовали, хотя он и не перевозчик
В прошлом году Верховный суд РФ рассматривал жалобу: председатель правления ПАО «Чувашкредитпромбанк» настаивал, что предприятие оштрафовали незаконно. Заметьте, что предприятие крупное, и дошли они аж до Верховного суда.
Началось все с того, что Транснадзор, придя в банк с плановой проверкой, нашел нарушения. А именно:
* Контролеры ТС работали без дипломов о профессиональной подготовке.
* Специалисты по БДД также не имели дипломов о переподготовке.
В итоге «Чувашкредитпромбанк» привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 100 тысяч рублей. Руководитель предприятия возмутился: как же так, ведь банк — не перевозчик, автомобили используются только для собственных нужд! И подал жалобу в Верховный суд Чувашской республики, а потом и в Верховный суд РФ.
Верховный суд РФ отклонил жалобу, указав на ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ. Этот закон обязывает обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям не только перевозчиков, но и любые предприятия, использующие транспорт для собственных нужд. Кстати, у нас есть об этом отдельная статья: Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»?
Штраф в 100 тыс. рублей суд признал правомерным (Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. № 31-АД18-16). Банку пришлось платить.
Специалист по БДД прошел аттестацию в УГАДН, но не имел диплома
Пару лет назад Оренбургский областной суд тоже рассматривал жалобу. Дворец творчества и молодежи пытался опротестовать постановление инспектора Транснадзора и решение районного суда об административном правонарушении.
Из-за чего же разгорелся сыр-бор в данном случае? Инспектор Транснадзора при очередной проверке выявил нарушение: у ответственного за БДД не было соответствующего диплома о дополнительном профессиональном образовании. Руководитель Дворца творчества возражала: да, но у него ведь есть высшее образование, и он прошел аттестацию в УГАДН!
Этого оказалось недостаточно. Аттестацию без «корочки» действительно можно было раньше сдать, правда, только на 5 лет, а не бессрочную, как сейчас. Но даже если имелась такая аттестация, то с вступлением в силу Приказа Минтранса 287 о квалификационных требованиях, необходимое образование нужно было получить, чтобы иметь право работать ответственным за безопасность дорожного движения в организации.
Внимание!
С 1 января 2021 года Приказ Минтранса 287 отменен. Вместо него вступил в силу новый Приказ Минтранса № 282 от 31.07.2020. Однако и по новым требованиям данный случай считается нарушением.
Апелляция в Областной суд ни к чему не привела. Суд признал, что административное правонарушение имеет место, и оставил штраф в 50 тыс. рублей в силе (Решение Оренбургского областного суда от 14 апреля 2017 г. по делу № 21-174/2017).
Петербургский метрополитен наказали за диспетчера
Даже крупные компании, непосредственно связанные с транспортом, иногда не придают должного значения «корочкам» — и попадаются на этом. Год назад на 100 тыс. рублей оштрафовали ГУП «Петербургский метрополитен».
Причина была проста — образование диспетчера не соответствовало Квалификационным требованиям. У него было среднее профессиональное образование, которое не входило в укрупненную группу «23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта». При таком образовании диспетчеру необходим диплом о профессиональной переподготовке, и вот его-то у сотрудника не оказалось. Поэтому на предприятие наложили взыскание.
В новом Приказе Минтранса требования к образованию и стажу диспетчера отсутствуют. Диплом для этой специальности теперь необязателен.
Руководство метрополитена тоже пыталось обжаловать это решение в суде — и тоже потерпело фиаско. Суд отклонил жалобу и признал штраф в 100 тыс. рублей справедливым (Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 21 ноября 2018 г. по делу № 4А-1507/2018).
Полагаем, что диспетчера в результате все-таки обучили. Затраты там не такие большие (во всяком случае, у нас цены на обучение диспетчеров вполне доступные), и это явно выгоднее, чем при каждой проверке платить по 100 тыс. рублей. Тем более, что «корочку» диспетчера теперь не надо продлевать каждые пять лет, об этом мы тоже писали подробно.
Как видим, административная ответственность за отсутствие у «транспортных» специалистов нужных дипломов — вовсе не из области сказок. Это реальные, притом немаленькие, штрафы. Мы от души желаем вам, чтобы у вас все всегда «было чисто» и вам не приходилось платить никаких штрафов. И со своей стороны готовы вам в этом помочь.
Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.
Понравилась статья?
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!