Нужно ли вписывать в путевой лист водителя-наставника?

Такой вопрос нам недавно задали читатели сайта. Поскольку в транспортном законодательстве нет прямого ответа на этот вопрос, то мы провели собственное мини-исследование: изучили нормативные акты и существующую судебную практику.

Результат исследования таков: в путевой лист должен быть вписан как водитель-стажер, так и водитель-наставник. Конечно, по факту транспортным средством управляет сам стажер — и в случае ДТП, он же будет нести ответственность. Казалось бы, зачем тогда вообще вписывать в путевой лист водителя-наставника?

В путевой лист надо вписывать как водителя-стажера, так и водителя-наставника

Затем, что иначе инспекторы УГАДН при проверке могут признать, что стажировки не было. А это чревато большими штрафами. О том, какие штрафы за это накладываются и кто из водителей обязан проходить стажировку, мы писали здесь.

Предрейсовый медосмотр водителя-наставника

Больше того: водитель-наставник перед рейсом также должен проходить  предрейсовый и, в некоторых случаях, послерейсовый медицинский осмотр. Это подтверждается сложившейся судебной практикой. Вот лишь пара показательных случаев.

  • Арбитражный суд Чувашии привлек «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» к административной ответственности. За то, что водитель-наставник, который сопровождал стажера в поездке, не прошел предрейсовый медосмотр — в путевом листе не было соответствующей отметки. (Решение суда от 16 сентября 2010 г. по делу № А79-7533/2010).
  • В Томске наказали ООО «ОСТА» — за то, что «стажировочный лист был оформлен формально». Как это узнали? Очень просто — в путевом листе, который был приложен к стажировочному, не было данных о водителе-наставнике. И, опять же, сведений о предрейсовом медицинском осмотре водителя-наставника. Предприятие пыталось подавать апелляцию, но Федеральный суд ее отклонил. (Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа № Ф04-1886/11 от 03.05.201).

Оформление стажировки: мелочей нет!

Обращайте внимание на то, чтобы стажировка была правильно оформлена!

На самом деле, это не мелочи, проверяющие органы могут «зацепиться» за что угодно. Как оформляется стажировка, можно прочитать в этих статьях: Что такое стажировка водителей и Стажировка водителей: 5 важных вопросов.

Вот случай. В Омске ИП привлекли к административной ответственности за то, что водители не прошли необходимую стажировку (Решение Арбитражного суда Омской области от 18 мая 2010 г. по делу № А46-5852/2010). Этот вывод был сделан на основании того, что комиссия не нашла:

  • приказов о закреплении стажёров за водителями-наставниками,
  • приказов о назначении водителей-наставников,
  • отметок в путевых листах о проведении стажировки с водителем-наставником.

Но здесь, конечно, нарушения были существенные. А вот в другом случае предприятие наказали только за то, что «представленный листок прохождения стажировки не подтвержден путевыми листами и их регистрацией в журнале движения путевых листов». Плюс за то, что не было отметок о предрейсовых медосмотрах наставника и стажера. При этом  даже не в путевых листах, а в специальных журналах! (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 августа 2012 г. по делу № А45-20602/2012).

Путевые листы сверяют с табелями!

И еще, обратите внимание: если стажировка по документам есть, и даже есть водитель-наставник в стажировочном, и в путевом листе — то это должно быть отражено и в другой документации.

Инспекторы УГАДН при проверке сверяют не только документы о стажировке с путевыми листами, но и путевые листы с табелями учета рабочего времени и графиками работы (сменности) водителей. «Серые» схемы при проверках обнаруживаются быстро.

Так, в Серове на крупную сумму оштрафовали ООО «СеровСпецТранс» (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 октября 2014 г. по делу N А60-24175/20141). В частности, за нарушение труда и отдыха водителей.

По путевому листу, водитель-наставник в указанное число работал на рейсе со стажером, а в табеле учета рабочего времени его не было. Проверяющие органы сочли, что человек на самом деле отработал это время, а предприятие пытается этот факт скрыть.

Кроме того, надзорные органы сверяют документы по стажировке с журналом сверки с ГИБДД (при анализе причин ДТП) и журналом нарушений ПДД. Поскольку водитель-наставник должен соответствовать определенным требованиям, в частности, не попадать в ДТП по своей вине в течение года — то инспекторы смотрят, сверялись ли данные по нему о совершенных ДТП и нарушениях ПДД.

Поэтому, еще раз: вписывать водителя-наставника в путевой лист однозначно надо! В конечном счете, это сбережет вам много нервов и денег.

Да, и что касается путевых листов. Возможно, вам будет полезно:

◊ Как заполнять путевой лист грузового автомобиля: подробная инструкция

◊ Путевой лист для автобуса необщего пользования: пример заполнения с пояснениями и сканами

 

Понравилась статья? Подпишитесь, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *