Назначение специалиста БДД, контролера ТС, диспетчера
О том, всем ли компаниям нужны такие специалисты, мы уже писали. Про специалистов БДД здесь: В каких организациях должен быть специалист по БДД, про контролеров ТС здесь: Контролер технического состояния в организации.
В этой статье поговорим о том, как назначать этих специалистов на должность.
Сотрудник прошел переподготовку: что дальше?
Если ваш работник дополнительно обучился на специалиста БДД, контролера технического состояния автотранспортных средств либо диспетчера автотранспорта, получив диплом о профпереподготовке, то имеется несколько вариантов. Выбор варианта зависит от финансовых возможностей и потребностей самой организации.
В частности, компании не всегда требуется отдельный диспетчер: часто бывает, когда функции диспетчера может выполнять секретарь, офис-менеджер или рядовой бухгалтер. Когда автопарк организации невелик, целесообразно, например, чтобы работу контролера по выпуску ТС исполнял водитель.
Но давайте вернемся к основной теме. Итак, ваш сотрудник прошел переподготовку, что делаем дальше?
Во-первых, можно назначить этого работника на соответствующую должность по совмещению. В этом случае необходимо за совмещение доплачивать.
Во-вторых, можно перевести этого работника на другую должность под соответствующую (его переподготовке) функцию.
В-третьих, можно ничего не менять в плане должности, а лишь дополнить обязанности работника теми, которые соответствуют его профпереподготовке. Такие обязанности должны быть включены в трудовой договор с работником (должностную инструкцию).
Есть еще один немаловажный фактор, от которого зависит то, как лучше оформить работника. Речь идет об объеме новых обязанностей, которые планируется на него возложить. То есть: будет ли он, по сути, выполнять новую работу, или ту же самую работу?
Теперь обо всем этом поговорим подробнее.
Если сотрудник будет выполнять ту же работу
Распространенная ситуация, когда механик обучается на контролера техсостояния ТС, поскольку без документа об образовании (Контролера) выпускать на линию не имеет права. А если у выпускающего на линию работника нет статуса «ответственного лица по выпуску на линию», то за его отсутствие организации серьезно штрафуют.
Как поступить в этой ситуации? Для начала можно ввести в штатное расписание новую единицу (контролер ТС), но не обязательно. Затем дополнить трудовой договор и должностную инструкцию работника, прописав обязанности контролера по выпуску на линию (ответственного за техническое состояние ТС и безопасную эксплуатацию).
Хотя трудовая функция работника не изменилась и условия труда остались идентичными, рекомендуем заручиться подписью работника под изменениями в договоре (должностной инструкции). При этом работнику необходимо разъяснить появившиеся особенности его работы, например, о том, в каком порядке и каким образом ставится отметка в путевом листе о проведенном контроле техсостояния ТС и выпуске его на линию.
Затем необходимо издать приказ о возложении на работника обязанностей контролера техсостояния ТС, а именно обязанности ответственного за техническое состояние ТС и их безопасную эксплуатацию.
Однако, если суть порученной работы та же, но круг трудовых обязанностей сотрудника изменился, то это означает изменение условий его трудового договора. Повторимся: в таких случаях необходимо письменное согласие работника! Либо его необходимо предупредить о грядущих изменениях как минимум за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ). А если по какой-то причине работник будет не согласен с новыми условиями, работодатель вправе прекратить с ним трудовой договор, согласно п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (при отсутствии подходящих вакансий или отказе работника от перевода).
Если сотрудник будет выполнять новую работу
Иной алгоритм действий предполагается в случае, если работник будет выполнять новую работу (перевод). Он аналогичен алгоритму при приеме на работу нового работника:
- Введение должности в штатное расписание (при необходимости).
- Разработка должностной инструкции и заключение трудового договора (напоминаем, что обязательно под подпись с должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен).
- Параллельно специальным приказом назначаем работника на должность.
Этот вариант подходит, если на широкий круг обязанностей и большой объем работы нужен отдельный человек.
Если мы обучили кого-то из своих работников, то их можно оформить не только переводом, но и по совместительству. Для этого надо ввести должность в штатное расписание (по необходимости), разработать должностную инструкцию и обязательно ознакомить с ней работника. Специальным приказом назначаем его на новую должность по совместительству.
Минтруд РФ рекомендует при внутреннем совместительстве заключать с работником второй трудовой договор. На основании этого договора и издается приказ (распоряжение) о приеме на работу.
Какой вариант назначения специалистов на предприятии выбрать, решать только вам с учетом специфики организационного устройства и деятельности.
Например, предприятия, у которых на балансе небольшой автопарк для развозки своих сотрудников или для транспортировки купленных материалов, сырья и т.п., часто делают так. Вводят в штатное расписание должность одного из указанных специалистов, например диспетчера. Принимают его по основному месту работу и назначают его ответственным за обеспечение БДД (по совместительству). А обязанности контролера возлагают на руководителя подразделения, в чьем подчинении находятся водители, или на одного из водителей. Напоминаем, это можно сделать при условии соответствия этих работников квалификационным и профессиональным требованиям.
Может ли специалист по БДД быть контролером ТС?
Если ответить в целом, то может — но при соблюдении определенных условий. А именно: если специалист имеет профессиональное образование по профилю, то есть по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Либо по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в эту группу, но с профессиональной переподготовкой с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
Давайте для ясности разберем конкретный вопрос нашего читателя. «Я инженер БДД, прошел аттестацию УГАДН, образование высшее, учитель физики. Имею ли я право быть контролером по выпуску ТС на линию?»
Нет. Если аттестованный специалист по БДД имеет высшее образование по специальности «учитель физики» и большой опыт работы в должности специалиста по БДД — он без переподготовки на контролера работать им не может.
Если у вас остались какие-либо вопросы по теме статьи или интересует обучение специалистов, в том числе срочно и дистанционно, по всей РФ, мы на связи.