Где компании взять контролера
«Где компании взять контролера, если сотрудников переобучить нельзя?» – на днях с таким вопросом к нам обратился руководитель фирмы. Ситуация, которую он озвучил, оказалась довольно непростой.
В компании есть большой автопарк и два механика, которые в том числе выпускают транспорт на линию, то есть выполняют обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств. Но пришла проверка, и фирме выписали штраф в 100 тысяч рублей за то, что образование сотрудников не соответствовало требованиям, предъявляемым к контролерам. Проверяющий порекомендовал как можно скорее отправить кого-то из механиков на переподготовку и получить нужные «корочки».
Проблема в том, что ни у кого из механиков нет среднего профессионального образования – только школьный аттестат, а без этого на переподготовку не возьмут. Как быть в этом случае? Увольнять этих людей и принимать новых, с образованием? Брать еще одного человека в штат? Или, может быть, можно как-то обойтись без переподготовки?
И действительно, мы уже писали про должность контролера, о его обязанностях, каким компаниям нужен, где получить корочки и т.д. (детальнее в рубрике Контролер ТС), а вот как на практике решать этот вопрос, если коллектив уже сложился – не обсуждали.
Так что сейчас разберем конкретную ситуацию, ответим на всё по порядку, и начнем с главного.
Если люди в компании уже много лет фактически работают механиками-контролерами, выпускающими на линию, но нужных дипломов нет, должны ли они всё равно проходить переподготовку или можно сделать исключение?
Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2020 г. N 282 определяет квалификационные требования к контролерам. И согласно этому приказу контролером может быть сотрудник, который:
должен иметь образование:
– или среднее профессиональное по специальности или высшее по направлению подготовки «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; – или высшее по специальности и направлению подготовки, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»; – или среднее профессиональное по любой специальности, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года; – или среднее профессиональное по любой профессии, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 3 лет; – или среднее профессиональное по любой другой специальности плюс диплом о профессиональной переподготовке на контролера технического состояния автотранспортных средств и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года; – или среднее профессиональное по любой другой профессии плюс диплом о профессиональной переподготовке на контролера технического состояния автотранспортных средств и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 3 лет; – или высшее по любой другой специальности или направлению подготовки плюс диплом о профессиональной переподготовке на контролера технического состояния автотранспортных средств, требования к стажу не предъявляются. |
Если таких людей в компании нет, тогда необходимо отправлять сотрудников на обучение – переподготовку по программе «Контролер ТС». И здесь важно иметь ввиду, что переподготовка возможна только если у сотрудника уже есть базовое образование – среднее профессиональное или высшее, по любой специальности (профессии или направлению подготовки).
Исключений для работников, имеющих огромный практический опыт не предусмотрено. То есть, обучение и получение диплома о переподготовке нужно в любом случае.
Обращаем также внимание, что «выпускающий на линию» должен быть назначен приказом лицом, ответственным за выпуск транспортных средств на линию и их безопасную эксплуатацию. Кроме того, он должен знать порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный Приказом Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. N 9.
У наших механиков нет среднего профессионального образования, только школьное, и, значит, их нельзя послать на переподготовку. Можно ли их уволить и принять нового сотрудника, с нужным образованием?
Уволить уже работающего сотрудника из-за того, что у него нет нужного образования, вы не имеете права – ст. 76 Трудового кодекса РФ такого основания не предусматривает.
Отсутствие у работника подтверждающих квалификацию документов само по себе основанием для увольнения по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ не является (определение Свердловского областного суда от 27.01.2017 N 33-1634/2017). Т.е. по инициативе работодателя трудовой договор может быть расторгнут в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ). С учетом этих правил уволить механика по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ можно только при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации будет подтверждено результатами аттестации, проведенной в установленном порядке.
А иначе можно только договориться с ним о расторжении договора, согласовав условия, выплаты и подписав соглашение о расторжении трудового договора (так называемое «соглашение сторон»).
Что в таком случае делать с контролерами в организации?
Мы видим 3 варианта решения проблемы:
Вариант 1: можно перевести кого-то из тех, кто сейчас выпускает транспорт на линию, на другую работу в вашей компании, в порядке ст. 72.1 Трудового кодекса РФ. Раз при этом изменяются условия трудового договора – то необходимо согласие сотрудника, приказ о переводе и дополнительное соглашение к трудовому договору.
На освободившееся место принимаете работника с образованием не ниже среднего профессионального – либо сразу с дипломом контролера, либо без него, но тогда направляете этого сотрудника на переподготовку.
Такую переподготовку сотрудник может пройти в нашем учебном центре – без отрыва от производства и в максимально сжатые сроки: Обучение контролеров технического состояния автотранспортных средств.
Вариант 2: возложить обязанность по контролю технического состояния автотранспортных средств на другого сотрудника в порядке совмещения (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ). Это может быть, например, водитель. Но тут нужно учесть также:
– на это надо взять письменное согласие самого сотрудника,
– он должен иметь диплом контролера. Либо, опять же, отправляем его на обучение.
Вариант 3: для проведения техконтроля транспортных средств обратиться к сторонней организации и заключить с ней соответствующий договор на оказание услуг или привлечь для этих целей индивидуального предпринимателя. При этом заблаговременно нужно проверить, соответствует ли специалист этой организации требованиям, предъявляемым к контролеру.
Поскольку работники сторонней организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям.
Может быть, проще один раз заплатить штраф?
Если техконтроль не проводится либо проводится не квалифицированным контролером, то это обойдется организации-автовладельцу весьма недешево. Штраф для должностных лиц составляет 20 тысяч рублей; а для юридических лиц — 100 тысяч рублей.
При этом штрафовать по 100 тысяч рублей могут много раз и за каждый выявленный случай (по каждому работнику) – до того момента, пока в компании не появится контролер.
Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.
Здравствуйте, у меня деплом, средния профеисиональный, по специальности, мастер сельскохозяйственного производства, с пресвоением должности, водитель категорий С, слесорь ремонтник 3 разряда и тракторист машинист, могу я отучиться на контроллера по автотранспорта, или надо преподготовка?
Отучиться на контролера – это и есть переподготовка. Отучиться точно можете.
Можно ли работать контролером без переподготовки – скорее всего, нет. Но для точного ответа надо увидеть Ваш диплом.
Добрый вечер ! У нас есть водитель. У него есть диплом “Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей, где он окончил курс названного лицея с получением среднего(полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии “Автомеханик” с присвоением квалификации Слесарь по ремонту автомобилей(4 разряд). Может он занимать должность Контролера, если пройдет переподготовку на контролера, или может ему не нужна переподготовка? Так же вопрос по стажу?
Добрый день! Рассматривая Ваш комментарий и не видя пока документа образовании, можно сделать вывод, что образование Вашего кандидата на должность механика входит в группу профессий 23.01.03, следовательно согласно приказа Минтранса №282 от 31.07.2020 нужен стаж в области контроля тех состояния 3 года. По желанию, также можно повысить квалификацию по специальности контролер (но это не обязательно в Вашем случае). Можем рассмотреть Ваш диплом детальнее. направьте его скан или фото нам на почту или в Вотапп по номеру 8 950 485 6161
Здравствуйте! Имеется диплом бакалавра по специальности Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Могу ли я работать контролером или необходима повышение квалификации?
Здравствуйте! Ваше образование является профильным, входит в укрупненную группу 23.00.00. Диплом о профпереподготовке Вам точно не нужен, а вот повышение квалификации – по желанию, без него работать контролером также можете