Путевой лист: ответы на актуальные вопросы
У нас появляется новый формат статей — ответы на вопросы. На каждый из опубликованных материалов нам приходит множество вопросов и комментариев.
С одной стороны, это хорошо, значит, статьи актуальны. С другой — мы не всегда успеваем оперативно на них отвечать, и вопросы копятся. Чтобы они все-таки не остались без ответа, и при этом получили пользу все читатели, мы будем публиковать тематические подборки ответов.
В этой статье —вопросы, которые касаются путевых листов.
Кстати
У нас в блоге уже много материалов о путевых листах. Посмотрите: возможно, они окажутся для вас полезны. Что такое путевой лист, для чего он нужен и кто обязан вести путевые листы Обязательные реквизиты в путевом листе Путевой лист для автобуса необщего пользования: инструкция по заполнению |
► У директора небольшой организации есть личный автомобиль. Может ли менеджер ездить на нем по служебным делам без путевого листа?
Смотря что иметь в виду под служебными делами. На переговоры и встречи ездить, безусловно, можно. Только не забудьте вписать имя менеджера в полис ОСАГО на этот автомобиль (полис ОСАГО без ограничений — тоже вариант).
А вот если тот же менеджер повезет, например, груз для заказчика — путевой лист потребуется. И поскольку перевозками грузов, как говорит Федеральный закон N 259-ФЗ, могут заниматься только юридические лица или ИП, придется оформлять договор аренды ТС.
► Я индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, работаю сам, по патенту (транспортные перевозки). Нужен ли мне путевой лист?
Если автомобиль используется для коммерческой деятельности, то путевой лист надо оформлять. В вашем случае — он нужен однозначно.
Путевой лист дает вам право перевозить грузы и пассажиров, там есть отметки о прохождении медицинского и технического контроля — их могут проверить сотрудники ГИБДД на дороге. И если у вас ИП с налоговым режимом «доходы минус расходы», то путевой лист нужен для списания топлива на производственные нужды.
Понятно, что если вы едете на своем автомобиле по личным делам, то вам не нужен ни путевой лист, ни отметки о предрейсовом контроле.
► Можно ли вписать дополнительный маршрут в путевом листе от руки?
Путевой лист — это обычный первичный учетный документ. Его можно можно заполнять комбинированным способом: на компьютере (данные, которые известны до начала рейса) и от руки (данные, которые стали известны во время или после поездки).
► Где в путевом листе должен быть пункт сведения о перевозке
Это не регламентируется никакими правилами, поэтому теоретически — хоть где. Но с точки зрения здравого смысла, разумно сделать отдельную графу в первой части путевого листа, где расположены все обязательные реквизиты. Вы можете посмотреть пример здесь: Как заполнять путевой лист грузового автомобиля.
Актуальные шаблоны путевых листов (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса) можно купить у нас на сайте.
► Кто обязан писать остатки топлива в путевом листе перед выездом и после?
Эти пометки, согласно Приказу Минтранса N 368, вносит сотрудник, назначенный на то руководителем юрлица или ИП. Это может быть диспетчер, механик, контролер ТС — кто угодно.
Индивидуальный предприниматель, если он сам является водителем, проставляет показания одометра самостоятельно.
► Можно ли оформлять в командировку оформлять два путевых листа: один в одну сторону, другой — в другую?
Можно, если водитель не успевает вернуться к сроку, указанному в путевом листе. Но с точки зрения учета на один рейс лучше оформлять один путевой лист — поэтому к предполагаемой дате окончания командировки в путевом листе лучше прибавить несколько запасных дней. Мы писали об этом в статье Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист.
► Журнал учета путевых листов за год был заполнен только наполовину. С нового года его можно продолжать или нужно заводить другой?
На ваше усмотрение. Можно продолжать, просто графически выделив дату нового периода. А можно и завести новый журнал. Но при этом не забудьте «закрыть» старый: перечеркните свободные страницы, поставьте дату, сдайте в архив.
А чтобы не испытывать мук выбора каждый год — можно раз и навсегда определить этот момент в учетной политике предприятия.
► Как отражать в путевом листе прогрев автомобиля?
Можно не отражать вообще.
Просто издать на предприятии Приказ о норме горючего, которая уходит на ежемесячное прогревание автомобиля в холодное время года — и учитывать эти показатели при списании ГСМ.
Минтранс в своих «Методических рекомендациях» указывает цифру до 10% от базовой нормы. Это нормативный расход топлива в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 С°) время года при прогреве и стоянках с работающим двигателем — например, в ожидании пассажиров .
Но предприятие вправе определить свои нормы и установить их актом локальной комиссии. При этом расчет повышенных норм надо обосновать, подкрепить контрольными замерами, а кроме того — подтвердить исправность транспортного средства.
► Может ли контролер технического состояния подписывать путевой лист на трактор или экскаватор?
Очевидно, вы имеете в виду: может ли контролер ТС удостоверять исправность такой техники перед рейсом? Техническое состояние самоходных машин находится в ведении Гостехнадзора, и он ничего не говорит о предрейсовом контроле, только о периодических техосмотрах.
С точки зрения ПДД самоходная техника — это механизированные ТС. А с точки зрения ФЗ «О БДД», если такая техника не предназначена для перевозки грузов или пассажиров по дорогам — то это не ТС. Но многие не входят в эти тонкости, руководствуются определением из ПДД, и всё.
Поэтому судебная практика в этом вопросе противоречива. И если проверяющие органы выявят, что трактор не проходит предрейсовый контроль, то владельца трактора могут оштрафовать. Вот такой казус.
Пару лет действовал Приказ Минсельхоза N 750, который устанавливал формы путевых листов для самоходной техники. Согласно этим формам, техническую исправность трактора/экскаватора должен был удостоверять механик или бригадир. В прошлом году Приказ отменен, нового взамен него нет.
Учитывая всю эту неразбериху — нам кажется, что контролер ТС вполне может подписывать путевой лист трактора или экскаватора. Что называется, лучше перестраховаться.
Автор статьи: Елена Чекасина
Понравилась статья?
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!
Как отразить в путевом листе бензин, заправленный у автопарка предприятия?
Добрый день! Просим уточнить, заполнение какого именно реквизита путевого листа вызывает затруднение?
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как правильно вести путевые листы если водитель осуществляет перевозки для нужд фирмы на собственном автомобиле. Каждый вечер он уезжает на нём домой и может использовать его в личных целях в вечернее время и в выходные дни. Как правильно учитывать пробег и фактический расход топлива в служебных целях, как вести путевые листы.
Юлия, добрый день! Вообще путевые листы на личные автомобили сотрудников, которые используются для нужд фирмы ведутся по общим правилам ведения путевок на легковые автомобили. По поводу учета топлива – это больше вопрос к бухгалтерии.
Еще, по нашему мнению, чтобы не было претензий со стороны проверяющих и учитывать расходы на ГСМ, кроме путевых листов необходимо оформить договор между организацией и работником по использованию автомобиля, поскольку из вопроса этот момент не ясен. Путевые листы необходимо вести в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 368.
Здравствуйте! В организации нет мед работника и нет договора с мед. учреждением и путевые листы просто подписывает логист за мед работника. Подскажите пожалуйста, что данному сотруднику и организации будет если при проверки это будет установлено?
Добрый день! Если вы хотите проходить медика у себя в организации, то у такого специалиста должно быть соответствующее образование, сертификат и оборудованный кабинет с лицензией, тогда у проверяющих вопросов не возникнет. На данный же момент за подпись путевого неуполномоченным лицом грозят серьезные штрафы от Росздравнадзора по ст. 11.32 КоАП на должностное лицо 2000-3000 рублей, на организацию – 30 000- 50 000 рублей. Также штраф может наложить трудовая инспекция по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ на юридическое лицо – 110 000- 130 000 рублей, на должностное – 5 000 – 25 000 рублей.
Добрый день. Автомобиль предприятия попал в ДТП. С места происшествия его увозил эвакуатор. Подскажите, что следует писать в путевом листе, если по факту на парковку предприятия он не вернулся?
Добрый день! Данный вопрос законодательно не урегулирован, мы можем порекомендовать сделать в поле особые отметки отметку о ДТП, увозе на эвакуаторе и время увоза.
Здравствуйте, взамен 750 приказа Минсельхоза ничего нет, есть ли необходимость утверждать формы используемых учреждением путевых листов,которые итак использовались и используются?
Добрый день! Вы можете сами разрабатывать и утверждать в учетной политике учреждения формы путевых листов. Самое главное, чтобы эти формы содержали обязательные реквизиты, указанные в приказе Минтранса России от 11.09.2020 N 368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”
Добрый вечер! Я руководитель ООО, единственный сотрудник. У организации в собственности есть грузовой автомобиль. Как необходимо оформлять ПЛ, если мой муж и иногда я сама являемся водителями, перевозящими грузы? С мужем у организации отношения, как с самозанятым. Есть договор с мед. организацией о прохождении мед. осмотра, но нет механика. Может ли муж быть сам и механиком, и водителем? Или, если есть человек, который может подписывать ПЛ за механика (имеет квалификацию), но с ним юридически нет никаких договорных отношений?
Добрый день! Возложение на водителя функций контролера по приказу законом не запрещено, так что такое совмещение возможно. Единственный критерий – механик (контролер) должен соответствовать требованиям по образования (иметь профильное автотранспортное или получить диплом о профпереподготовке на контролера). Если же у Вас есть человек вне штата организации но с нужным образованием вы можете заключить с ним договор оказания услуг либо принять в штат по совместительству.
Добрый день! В общественную некоммерческую организацию общества инвалидов приобретён автомобиль ГазNEXT (тип ТС – Легковой прочее, категория ТС – В/М2, пассажировместимость до 8, оборудован спец.подъемником для инвалидов) для перевозки “колясочников” на спортивные тренировки. Планируем осуществлять перевозку членов общества инвалидов (для собственных нужд организации), без предоставления регулярных, заказных, коммерческих услуг. Обязательно ли водителю иметь путевой лист с отметками медика и контролёра?
Медосмотры обязательны как предрейсовые, так и после, поскольку перевозка пассажиров.
Контроль техсостояния – поскольку не автобусом возят пассажиров, то Приказ Минтранса о порядке проведения контроля тех. состояния №9 не обязателен.
Но, если эксплуатируются наряду с этим ТС грузовые и (или) автобус, то тогда все ТС надо выпускать с контролем тех. состояния.при этом на них лежит обязанность: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
То есть, по сути контроль предрейсовые проводить всё равно надо, но это может делать водитель или иное лицо, на которое возложена такая обязанность, без предъявления к нему требований по контролёру тех. состояния.В общем, этот момент несколько спорный. В нашем угадн мне на такой вопрос ответили: мы легковые тс на предмет техконтроля не проверяем.
здравствуйте. вопрос- в журнале выдачи путевого листа время выдачи (у нас такое введено) кто должен ставить ? диспетчер или сам водитель что получил путевой лист в такое-то время ?
Елена, здравствуйте, форма журнала выдачи путевого листа законодательно не является обязательной к применению, поэтому все реквизиты в таком журнале и порядок его ведения устанавливаются организацией самостоятельно, как Вам удобнее.
Здравствуйте ГКУ предоставляет транспортные услуги органам власти, рабочий день с 9 до 18 плюс ненормированный рабочий день (отпуск) Вопрос: как проводить в путевом листе ежедневный ранний выезд, для привоза на работу госслужащего и ежедневные задержки до 20-22 часов, для того чтобы отвезти домой? Если водитель привез утром и увез вечером госслужащего, а остальное время (рабочее с 9 до 18 )сидят в гараже, как отражать в путевом листе? или в этот период уедет один раз на мойку, как отражать (сколько по времени) в путевом листке?
Добрый день!
Чтобы ответить на вопрос, необходимо проанализировать и учесть различные нюансы, чего мы, к сожалению, сделать не можем.
Но в общем ключе, отметим, что в путевом листе графы “Время по графику” могут заполняться с учетом положений внутреннего трудового распорядка и графика сменности водителя, который будет работать на соответствующем автомобиле. Графа “Время фактическое…” может заполняться исключительно на основании данных о фактическом времени выезда с парковки (возвращения на парковку).
Это касается и выезда на заправку, который также должен быть отражен в маршруте путевого листа.
При этом следует учитывать, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей установлены в приложении к приказу Минтранса РФ от 16.10.2020 № 424 (ст. 100, 329 ТК РФ).
Вместе с тем нужно учитывать, что указанные положения приказа Минтранса № 424 не распространяются на водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1).
Следовательно, ненормированный рабочий день устанавливается указанным в вопросе работникам в общем порядке, предусмотренном ст. 101 ТК РФ.
Особенностью данного режима является такой характер работы, который по не зависящим от работника причинам зачастую не позволяет выполнять определенные трудовые функции исключительно в установленное рабочее время (например, установление ненормированного рабочего дня водителю директора позволяет привлекать его к работе после окончания рабочего дня, если возникла необходимость отвезти директора в аэропорт, на встречу и т.п.).
Привлекать к работе сотрудника, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания. При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется.
Статья 101 ТК РФ, регулирующая работу на условиях ненормированного рабочего дня, также не устанавливает определенной формы (устной или письменной), в которой работодатель отдает распоряжение на привлечение работника к работе за пределами рабочего времени. В связи с чем, как правило, подобные распоряжения письменно не фиксируются.
Если работнику установлен ненормированный рабочий день, то работа сверх установленной продолжительности рабочего времени сверхурочной не считается.
При этом следует иметь в виду, что систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться контролирующими органами как нарушение.
Полагаем, что рабочий день водителя может быть разделен на две части. При этом перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автомобилей и оборудованном для отдыха водителей, время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
К сожалению, ни официальных разъяснений, ни судебной практики, которая сложилась по данному вопросу, нам обнаружить не удалось. Мы рекомендуем Вам обратиться с запросом о возможности разделения на части рабочего дня водителя корпоративного автобуса в компетентный орган, уполномоченный давать разъяснения по вопросам трудового законодательства, – Роструд – по почте: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1, или оставив обращение на официальном сайте ведомства: http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml.
Добрый день! У меня вопрос: в организации есть сотрудники с личным авто, однако они имеют разъездной характер работы.
при учете ГСМ планируем ввести путевые листы.
Обязательны ли в таком случает отметки мед работника и контролера ТО? а так же ведение реестра учета путевых листов?
Добрый день! При эксплуатации легковых авто для собственных нужд (если не перевозите пассажиров) отметка о прохождении контроля тех состояния (отметка контролера) не обязательна, это установлено законодательством. По поводу отметки медика – тут сложнее – предрейсовый медосмотр по закону БДД для водителей транспортных средств обязательны (п.1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 ФЗ “О БДД”), водителем в данном случае счиатется любое лицо, управляющее автомобилем.
Кстати, для информации, путевые листы не обязательно вести, если у вас только легковые авто для собственных нужд в организации. Ну а по поводу журнала учета путевых листов – если уж ведете путевые тогда и журнал нужно вести
Добрый день, спасибо за ответ.
И еще встречный вопрос: Вы пишите, что путевые не обязательно, если только легковые авто, а как тогда вести учет ГСМ? Чтобы претензий со стороны налоговых органов не было. Надо же как-то обосновано ГСМ в расходы относить.
Машина не одна, менеджеры по продажам работают на своих авто
Добрый день! По учету ГСМ это вопрос к бухгалтерии, который выходит из сферы нашей компетенции по БДД. На самом деле у бухгалтеров можно уточнить варианты, как компенсировать затраты на ГСМ без ведения путевок
Добрый день! Я ИП без сотрудников, у меня нету договора с мёд работниками и особенно механиками, хочу использовать каршеринг для срочных доставок (есть услуга каршеринг бизнес в Яндексе) все оплаты происходят по счету и закрывающие документы что я его использовал) например мне нужен каршеринг на пару часов у них есть Фургон, мне этого времени хватит нажать в приложении, но где мне взять мёд работника, и ещё получается найти механика за шкирку его тянуть к автомобилю и мед работника туда же что бы они проверили меня у автомобиля что ли? Так же автомобиль не находится в гараже я его беру только на пару часов он может стоять в одном месте а вернуть в другое место! Вопрос к Вам как к специалисту хотелось бы понимать как действовать! Спасибо ! Вопрос к налоговым, проверяющих органов ГИБДД, кто выписывал эти законы, вы что долбанутые что ли? Извиняюсь но по факту, что то можно было уже сделать для ип без сотрудников который на каршеринге готов заказы возить! Вот как быть? Не уж толи весь коммерческий каршеринг фургоны которых тысячи по Москве на пару часов ездят возят товар и все прям путевые листы грамотно по закону оформляют?
И да ещё в каршеринге , ты ни какой ГСМ не заправляешь там уже все есть, просто получаешь закрывающие документы что арендовал использовал. Они выставляют счёт ты платишь едешь все просто, закрывающий документ есть, а по факту без путевого ты их и закрыть не можешь потом для налоговой ведь доставку осуществлял, а путевой???
Добрый день! Требования п.2 ст. 20 ФЗ «О БДД» не содержат исключений, поэтому несоблюдение требований по заполнению путевых листов, прохождению предрейсовых медосмотров и контроля технического состояния могут повлечь административную ответственность.
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, возможно ли не оформлять путевой лист сотруднику, который отправляется в командировку на собственном автомобиле?
При наличии в приказе “о возмещении расходов, связанных с использованием личного автомобиля в служебных целях” норм расходы топлива на лето/зиму.
Добрый день! Мы являемся специалистами в сфере ОБДД и, по нашему мнению, путевой лист не обязательно должен оформляться, поскольку автомобиль не принадлежит организации и работник не перевозит при этом грузы и/или пассажиров.
В свою очередь, работник должен приложить к авансовому отчету чеки на покупку ГСМ и служебную записку с указанием дат выезда в командировку и возвращения из нее, копию свидетельства о государственной регистрации ТС, отчет о выполненном задании в командировке.
Отметим, что у специалистов в сфере налогового учета может быть иное мнение, отличающееся от нашего.
Доброе утро. Подскажите пожалуйста, ООО находится в Курске. Водитель уезжает из Курска-Москву -Курск – Питер. Это можно считать одним рейсом, или все же надо было выписывать новый путевой лист на маршрут Курск-Питер, если на базу водитель не заезжал.
Добрый день! Конечно, это один рейс, необходимо оформить одним путевым листом, в котором отразить данный маршрут и проведенные единожды перед выездом с базы предрейсовый медосмотр и контроль технического состояния ТС. С собой в рейс помимо путевого листа водителю необходимо выдать командировочные документы.
Добрый день! Водитель с офиса едет в транспортную от туда домой , на следующий день с дома в офис. Как указать это в Путевом листе ?
Насколько мы поняли из Вашего вопроса, водитель на служебном ТС после рабочего дня уезжает домой, а утром из дома приезжает на работу. С точки зрения ОБДД путевой лист должен оформляться перед каждым рейсом (рабочим днем, рабочей сменой). При этом в нем должна проставляться отметка о прохождении водителем предрейсового медосмотра, а также отметки о движении горючего, маршрута движения ТС и т.д. Ответить в рамках комментариев не представляется возможным, поскольку необходимо учесть целый ряд факторов. В данном случае необходим анализ ситуации с уточнением её нюансов.
Единственная рекомендация, которую мы можем дать: детально прописать в локальных актах организации порядок использования служебного ТС, учета времени работы водителя и ТС, а также ГСМ.
Добрый день! Подскажите пожалуйста, у меня на объекте работает экскаватор-погрузчик оформленный на частное лицо, ему нужно оформлять путевой лист?
Тут нужно иметь ввиду два аспекта.
Во-первых, на объекте экскаватор, принадлежащий физ.лицу, работает на каком основании? У Вас должен быть оформлен договор с собственником экскаватора (аренды, как правило). Получается, что экскаватор на объекте эксплуатирует Ваша организация, как арендатор. Т.е. владельцем экскаватора является организация.
Во-вторых, что касается необходимости путевого листа на экскаватор. Транспортным средством в соответствии со ст. 2 Федерального закона “О БДД” является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Таким образом, экскаваторы как техника, не предназначенная для перевозки людей, грузов, оборудования, установленной на ней, по дорогам, для целей Федерального закона “О БДД” транспортным средством не является. Поэтому, по нашему мнению, нет обязанности оформлять путевые листы. С другой стороны, оформление путевых листов необходимо для учета работы водителя (машиниста) и самого экскаватора. В частности, для целей учета ГСМ. Если у организации есть такая цель, то путевые листы оформлять необходимо.
Добрый день! Подскажите пожалуйста, у нас в учреждении путевые листы выписывает директор. Он ушел в отпуск и назначил замдиректора временно исполняющим обязанности директора. Может ли ВРИО выписывать сам на себя путевые листы пока директор в отпуске. Заранее благодарны.
Добрый день!
Да, выписывать путевые листы может любое лицо, назначенное по приказу. Однако, если это лицо будет еще и подписывать путевку как контролер (выпускать на линию автомобиль), то у него обязательно должно быть профильное “транспортное образование” или любое друго образование+ диплом о проф переподготовке на контролера
Добрый день! Можно ли в одной организации применять разные формы путевых листов-одни для арендованных машин, другие для собственного?
Здравствуйте! Да, можно, только обязательно это необходимо закрепить в локальном акте, посвященном порядку заполнения путевых листов.
Добрый день. В организации есть медработник , который проводит медосвидетельствование, и есть механик выпускающий автомобили. Скажите, имеет ли право секретарь выписывать путевые листы, или это должен быть специально обученный диспетчер?
Здравствуйте! Путевые листы выписывать (заполнять) может любой сотрудник организации, кого вы назначите по приказу. Но ставить подписи за контролера и медработника должны именно механик и медик.
Добрый день! В аварийной службе есть спецавтомобиль, возможна ли эксплуатация спецавтомобиля без оформления путевого листа, в случае аварийной ситуации?
Здравствуйте! Уточните пожалуйста больше информации по спецавтомобилю – что конкретно за автомобиль, какая категория, что (кто) на нем перевозится?
Автомобиль для газоспасательной службы (не мчс и не военнизированной), укомплектованный спецоборудованием, служит для перевозки личного состава и оборудования, категория В (на базе ГАЗ-2705), цвет кузова и цветографическая схема на бортах согласно ГОСТ Р 50574-2002, СГУ синего цвета.
Здравствуйте! В вашем случае проверяющие органы могут толковать расширительно положения Устава автомобильного транспорта, и зачесть перевозку личного состава и оборудования, как перевозку пассажиров и грузов (ч.2 ст 6 УАТ – Запрещается осуществление перевозок пассажиров , грузов легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство). Ведь в ПТС у вас скорее всего указан тип – грузопассажирский? То есть вы перевозить на автомобиле можете грузы и пассажиров. Кроме того, вы подпадаете под действие ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, контроль тех состояния автомобиля вы обязаны проводить, значит и путевой лист надо оформлять.
Добрый день!
Скажите пожалуйста, можно ли на год вести журнал учета путевых листов на каждую машину отдельно?
Здравствуйте!
Законодательство об ОБДД не регулирует данный вопрос.
“Оформленные путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа N 368). Исходя из этого положения, вестись должен один журнал. Однако прямого запрета на ведение отдельных журналов на каждое ТС не установлено. Поэтому, по нашему мнению, организация вправе самостоятельно определить, вести ей один журнал учета всех путевых листов или несколько журналов учета по каждому ТС, если это логически обоснованно и более удобно с позиции самой организации. Однако такой способ учета путевых листов следует закрепить в локальном акте организации.
Считаем, что такое осуществление регистрации путевых листов не будет являться нарушением и в свете отмены обязанности вести журнал с 1 марта 2023 г.
Добрый день!
Обязательно ли вести путевые листы, если служебный легковой автотранспорт передам сотруднику по доверенности? Но! Сотрудник перевозит на данном авто небольшие грузы.
Здравствуйте!
Доверенность в данном случае оформлять не требуется. Правило о необходимости предъявления документа, подтверждающего право владения и пользования ТС и прицепом к нему, отменено еще 10 лет назад (ПП РФ от 12.11.2012 № 1156).
Поэтому достаточным и законным с точки зрения ПДД РФ будет предъявление сотруднику сотруднику ГИБДД следующих документов:
– водительского удостоверения соответствующей категории;
– свидетельства о регистрации ТС;
– действующего полиса ОСАГО (с указанием допущенного к управлению лица либо без ограничений лиц, допущенных к управлению).
Что касается случаев, когда легковым автомобилем указанный сотрудник перевозит грузы, отметим следующее.
В п. 2.1.1 ПДД указано, что путевой лист должен быть у водителя лишь в установленных законодательством случаях.
Обязательность оформления путевого листа на каждое ТС при перевозках пассажиров и багажа, грузов, в том числе легковыми автомобилями, напрямую установлена ч.2 ст.6 УАТ РФ и п. 8 приказа Минтранса № 368.
Но, нормы УАТ РФ распространяются на отношения по коммерческим перевозкам, т.е. перевозкам на основе договоров с третьими лицами. Исходя из данных норм оформление путевого листа на каждое ТС и, следовательно, его наличие у сотрудника организации необходимо только в тех случаях, когда перевозка осуществляется в рамках оказания услуг по договорам о перевозке грузов.
Если же перевозка осуществляется для собственных нужд организации либо для личных нужд лица, которому автомобиль передан во временное пользование, то необходимость оформления и выдачи путевого листа отсутствует. Однако следует учитывать, что судебная практика идет по пути расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. Т.е. суды часто исходят из того, что при перевозке грузов легковыми автомобилями для собственных нужд также требуется оформление путевых листов.
Поэтому, в целях минимизации рисков, связанных с возможными спорами с проверяющими органами, рекомендуется оформлять путевые листы при перевозке грузов легковым автомобилем, как по договорам перевозки, так и для собственных нужд.
Добрый день! Кто должен заполнять остаток топлива при возвращении в путевом листе? (прошу ссылку на закон)
Здравствуйте!
Среди обязательных реквизитов (п. 1 Приказа Минтранса N 368) подписи не перечислены.
Положениями Приказа N 368 предусмотрены подписи:
– уполномоченных лиц, назначенных решением руководителя юрлица или ИП (п. 12 Приказа N 368), например диспетчером, менеджером и т.п., то есть работником, для которого эта функция является рабочей обязанностью;
– медицинского работника (п. 15 Приказа N 368);
– должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (п. 16 Приказа N 368), например механиком.
Об обязательности подписей других лиц в Приказе N 368, равно как и в других НПА, не говорится. Если организация самостоятельно разработала форму документа или закрепила унифицированную форму, предусмотрев в нем подписи иных лиц, то заполнение этого реквизита указанными лицами (работниками организации) становится обязательным.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реквизит (строка) “Остаток топлива при возвращении”, к обязательным реквизитам Приказом Минтранса N 368 не отнесен, поэтому он может быть предусмотрен в разработанной (закрепленной) организацией форме путевого листа и заполняться должен уполномоченным этой организаций лицом, например, механиком, диспетчером и т.д.
Добрый день. Нужна ли отметка механика в путевом листе, если водитель находиться в командировке?
Здравсвуйте! При направлении водителя в командировку (длительный рейс),
контроль технического состояния ТС должен быть проведен однократно
перед выездом.
Поскольку в п. 3 Приказа Минтранса РФ от 15.01.2021 № 9
установлено, что контроль проводится во время подготовки транспортного
средства к выполнению водителем или группой водителей одного или
нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с
оформлением одного путевого листа.
Поэтому в месте нахождения
необходимости проведения контроля техсостояния ТС в рамках срока
действия путевого листа.
Добрый день! Мы по договору арендуем у организации “Б” – кран, а эта организация сама берет в аренду транспорт у организации “А” (т.к. это её личный транспорт)., но выписывает нам путевой лист организации “Б”. Как правильно отразить всю эту цепочку из трех организаций в одном путевом листе? Пока мы сделали так, что в талоне первого заказчика мы указываем организацию “А” (этой чей транспорт), себя указываем в наименовании “заказчик” с припиской “по распоряжению организации “Б”. Правильно ли так или нет?
Здравствуйте!
Организации А И Б – это арендодатели в отношении арендуемого крана. Они не являются в данном случае «Заказчиками». Заказчики – это те лица, для которых ваша организация выполняет данным краном работы. Тут еще следует уточнить, что с 1 января 2013 г. формы путевых листов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Рекомендуем упростить себе жизнь и использовать самостоятельно разработанную форму путевого листа, включающую обязательные реквизиты.