Нужен ли послерейсовый медосмотр водителя, если перевозка «пассажиров» — не коммерческая?

На практике такой вопрос в организациях возникает очень часто. Ситуации могут быть разные: например, детский дом перевозит на автобусе своих сотрудников или  воспитанников, или коммерческая фирма возит на легковом автомобиле своих работников.

микроавтобус с сотрудниками

То есть, по факту это перевозки работников и организованные перевозки детей — но не для заказчика, а для собственных нужд, то есть без заключения договоров перевозки/фрахтования.

На самом деле, с точки зрения законодательного регулирования не все так просто.

Давайте разбираться. Для начала вспомним два главных тезиса.

  • В соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ (п. ст. 2, 20) выделяется так называемая перевозка для собственных нужд — «перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения договоров перевозки/фрахтования».
  • Согласно п. 2 ст. 23 того же закона обязательные послерейсовые медосмотры водителя проводятся в течение всего времени работы, если она связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Да, в упомянутом законе отсутствует определение понятия «пассажир». Зато оно  определено в ст. 2 УАТ РФ: «Пассажир – это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства».

Раз у воспитанников детдома или работников фирмы нет статуса пассажиров — то, казалось бы, послерейсовый медосмотр в этих случаях не требуется.

Однако есть специальные правила, предусмотренные законодательством о лицензировании:

Во-первых, п.п. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому к видам деятельности, которые требуют лицензии, отнесена деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Во-вторых, п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» говорит о том, что лицензируемая деятельность включает в себя как коммерческие перевозки, так и перевозки для собственных нужд. А в подпункте «н» п. 8 указанного Постановления установлено, что лицензиат (то есть перевозчик) обязан проводить для водителей предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Вернемся к нашим примерам про детский дом и коммерческое предприятие. Что в итоге получается? А то, что детский дом обязан проводить послерейсовые осмотры в отношении своих водителей — поскольку перевозки осуществляются на автобусах. А вот для коммерческого предприятия, которое возит своих сотрудников на легковом автомобиле, послерейсовые медосмотры необязательны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *