Нужен ли послерейсовый медосмотр водителя, если перевозка «пассажиров» — не коммерческая?

Этот вопрос является одним из самых часто задаваемых.

Самые распространенные ситуации связаны с перевозкой на легковых автомобилях собственных же сотрудников. Однако бывают случаи, когда речь идет о некоммерческой перевозке людей на автобусе, например, интернат перевозит на своем автобусе воспитанников или работников.

микроавтобус с сотрудниками

И в том и в другом случае, получается, что это перевозки сотрудников и организованные перевозки детей — но не для сторонних заказчиков, а для себя самих, то есть так называемые перевозки «для собственных нужд».

С точки зрения правового регулирования данного вопроса не так всё просто. Предлагаем разобраться по порядку.

Начнем с главных, на наш взгляд, положений:  согласно п. 2 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ  выделяется так называемая перевозка для собственных нужд — «перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения договоров перевозки/фрахтования». А в соответствии с пунктом 2 ст. 23 этого же ФЗ обязательные послерейсовые медосмотры водителя проводятся в течение всего времени работы, если она связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

К сожалению, указанный закон не определяет понятия «пассажир». Зато такое определение содержится  в ст. 2 Устава автомобильного транспорта РФ (УАТ РФ). Там сказано, что  пассажиром является физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства».

Но! Определение пассажира также содержится и  в ПДД, а именно  в п. 1.2: «Пассажир» — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Поскольку у работников и воспитанников интерната или работников коммерческой организации нет статуса пассажиров в соответствии с УАТ РФ — то, казалось бы, послерейсовый медосмотр в этих случаях не требуется. Ведь УАТ РФ — это разновидность федерального закона, и по юридической силе он выше ПДД (которые утверждены Постановлением Правительства). Однако  есть определенные нюансы.

Так, имеются специальные правила, предусмотренные законодательством о лицензировании:

  • Во-первых, п.п. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому к видам деятельности, которые требуют лицензии, отнесена деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
  • Во-вторых, п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» говорит о том, что лицензируемая деятельность включает в себя как коммерческие перевозки, так и перевозки для собственных нужд. А в подпункте «н» п. 8 указанного Постановления установлено, что лицензиат (то есть перевозчик) обязан проводить для водителей предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Кроме того, в самом УАТ РФ указано, что он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, т.е. в первую очередь услуг по перевозке.

И все названные правила в совокупности говорят нам о том, что в случаях, когда речь не идет о коммерческих перевозках, применяться должны положения ПДД, а не УАТ РФ!

Подведем итоги. Приведенные нами для примера интернат и коммерческая организация, которые перевозят сотрудников  для собственных нужд, обязаны соблюдать требования о прохождении послерейсового медосмотра водителя.

Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *