Кто должен обеспечивать БДД, если организация арендует автомобиль?

Распространенная ситуация — у предприятия (ИП) нет своих автомобилей, и оно берет их в аренду. Тогда возникает вопрос: а кто должен обеспечивать БДД? То есть, на ком лежит обязанность проводить медосмотры, контроль технического состояния автомобилей, заполнять путевые листы, проводить инструктажи с водителями?

Для начала нужно понять, что существует два вида арендных отношений:

  1. Аренда без экипажа. Речь идет о простой передаче автомобилей одной организацией другой во временное владение пользование на какой-то срок;
  2. Аренда с экипажем. Особенность ее заключается в том, что арендодатель не просто передает арендатору ТС в пользование — он еще и обеспечивает это ТС своим водителем, а еще техническую, а иногда и коммерческую эксплуатацию (ремонт автомобиля, заправка ГСМ, замена расходных материалов).

Так вот: если предприятие заключило простой договор аренды транспортного средства, то все обязанности по ОБДД ложатся на арендатора. Да, он не является собственником ТС, но он им владеет (на основе аренды) и эксплуатирует. А в соответствии со ст. 20 ФЗ «О БДД» требования по обеспечению безопасности дорожного движения предъявляются именно «организациям и ИП, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств».

Если же транспортное средство арендуется с экипажем (в этом случае услуги по управлению транспортным средством и по его технической, а чаще всего, и коммерческой эксплуатации оказывает арендодатель), то и обязанности по ОБДД несет арендодатель. Поэтому ему необходимо проводить инструктажи, оформлять путевые листы, обеспечивать прохождение медосмотров водителей, а также контроль технического состояния автомобилей.

Недавно это было напрямую подкреплено законодательно. С 1 марта 2023 года начала действовать новая редакция ст. 6 УАТ РФ. И там, в частности, сказано, что путевой лист подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях. В случае если транспортное средство предоставлено во временное владение и пользование за плату по договору аренды транспортного средства с экипажем, путевой лист оформляется арендодателем.

Аналогичное правило было закреплено и в п. 10 Приказа Минтранса № 390 от 28 сентября 2022 г.

Однако возникает еще один закономерный вопрос: как  арендатору подтвердить расходы на ГСМ в том случае, если по договору топливо и «расходники» оплачивает он сам?

Мы в данной ситуации рекомендуем заранее прописать в договоре аренды условие о том, что арендодатель, предоставивший автомобили, будет также предоставлять в распоряжение арендатора заверенные копии всех путевых листов. Тогда арендатор сможет обосновывать свои расходы на ГСМ перед налоговыми органами.

Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *