Порядок проведения предрейсового технического контроля 2023

В 2020 году Порядок проведения предрейсового контроля был обновлен. Обновленные  правила  действуют 6 лет: с 1 сентября 2021 года до 1 сентября 2027 года.

В данной статье разбираем как, когда и кем, согласно этим правилам должен проводиться предрейсовый технический осмотр с учетом изменений законодательства об обеспечении БДД, действующих с 1 марта 2023 г.

А если вам интересны именно изменения по сравнению с прошлым документом, читайте эту статью.

Кто обязан проводить предрейсовый технический контроль?

Порядок обязателен для следующих организаций или  индивидуальных предпринимателей:

которые занимаются  так называемыми коммерческими перевозками, т.е. перевозят  пассажиров и /или/ грузы по договорам перевозки или фрахтования;

перемещают (как прямо указано в законе о безопасности дорожного движения) иных лиц помимо водителя и /или/ материальные объекты на автобусах и /или/ грузовых ТС, для собственных нужд.

Для тех же, кто эксплуатирует только легковые автомобили, не оказывая при этом услуг по перевозке, указанные правила проведения предрейсового техконтроля не обязательны.

Но, следует отметить, что на них распространяются требования закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, в том числе о запрете выпускать на линию неисправный транспорт. И часто на практике проверяющие просят представить, доказательства проведения контроля техсостояния.

ОБРАЩАЕМ  ВНИМАНИЕ!

Если на балансе имеется хотя бы один грузовик или автобус, то соблюдение правил  проведения предрейсового техконтроля обязательно в отношении всех транспортных средств, принадлежащих такой организации или ИП, в т.ч. и легковых автомобиле!

Когда проводить?

Согласно правилам:

во-первых, во время подготовки транспорта к рейсу. То есть непосредственно перед тем, как выпускать ТС на линию.

При этом, если это длительный рейс (более 1 дня), и даже если во время него за руль  садятся разные водители, то предрейсовый контроль всё равно проводится один раз, т.е. перед выездом автомобиля с парковки. Аналогично один раз проводится технический контроль, если смена одного водителя предполагает несколько рейсов в течение рабочей смены (просто контроль называется предсменным).

Во всех этих случаях оформляют один путевой лист.

Кстати, не забудьте, что с 1 марта 2023 года действуют новые правила об обязательных реквизитах и оформлении путевой документации.

во–вторых, осмотр должен проводиться в любой промежуток времени с въезда ТС на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки ТС по возвращении из рейса и окончании смены водителя, до выезда ТС с парковки. А при сменной работе водителей на одном автомобиле – до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя, который первым выезжает с парковки.

Кто может проводить?

Техконтроль может осуществляться:

– работником самой организации (ИП);

– работником сторонней организации (ИП) по договору об оказании услуг;

– привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем по договору об оказании услуг.

Любой из вышеперечисленных должен соответствовать требованиям к контролеру технического состояния.

При этом должность такого работника не обязательно должна называться «Контролер технического состояния». Это может быть любой работник, на которого руководителем (самим ИП) возложены такие обязанности.

Тут необходимо отметить одну тонкость. Если контроль технического состояния проводит сторонняя организация или ИП по договору об оказании услуг, то отметку в путевом листе «выпуск на линию разрешен» должен ставить, по нашему мнению, работник, назначенный в организации (ИП), (которой принадлежит ТС) ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. А с 1 марта 2023 года –  работник «ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств» (п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 22.09.2022 г.).

Что необходимо проверять?

Перечень того, что проверяется, не изменился.

К нему по-прежнему отнесены:

– исправность тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала.

Если для вашего транспорта обязательны тахограф, аппаратура спутниковой навигации или устройство вызова экстренных оперативных служб — смотрим и их работоспособность.

– исправность замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков.

Проверяем, работают ли устройство фиксации подушки и спинки водительского сиденья, устройство обогрева и обдува стекол, тягово-сцепное устройство, держатель запасного колеса,

– наличие стекол и обзорности с места водителя, зеркал заднего вида и их креплений, заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков, ремней безопасности.

При работающем двигателе смотрим индикацию на щитке приборов.

– работоспособность стеклоочистителей, внешних световых приборов и световозвращателей.

– герметичность систем, узлов и агрегатов, в том числе системы выпуска отработавших газов.

– укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовиков и автобусов);

– отсутствие лишних элементов: например, дополнительных сидений, фар ближнего света, сигнализации и т.п.

Как и куда вносится отметка о проведении контроля?

С 1 марта 2023 года согласно п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 28.09.2022 г. дата, время и результат проведения техконтроля должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо электронной подписью в электронном путевом листе с указанием его фамилии, имени и отчества.

Также с 1 марта действует новое правило о том, что по результатам проведения предрейсового (предсменного) контроля техсостояния ставится обязательно одна из двух отметок:

  • отметка «выпуск на линию разрешен», проставляемая ответственным должностным лицом в путевом листе в случае, если при контроле не выявлены несоответствия установленным требованиям на основании соответствующей записи, внесенной в журнал регистрации результатов контроля техсостояния ТС;
  • отметка «выпуск на линию не разрешен» – если при контроле выявлены указанные несоответствия.

Как должен вестись журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств?

В настоящее время его можно вести как в бумажном, так и в электронном виде.  Естественно, в случае ведения электронного журнала, все записи в него должны заверяться электронной подписью.

В журнале должны содержаться следующие обязательные реквизиты:

– марка и модель транспортного средства;

– регистрационный номер транспортного средства;

– ФИО специалиста, проводившего предрейсовый контроль;

– дата и время проведения контроля;

– показания одометра (полные километры пробега) на момент проведения контроля;

– отметка о прохождении контроля (пройден или не пройден);

– подпись контролера.

Допускается вносить в журнал дополнительные графы. Мы всегда рекомендуем включать графу «Примечания», поскольку зачастую  организации необходимо указать еще какие-либо сведения о ТС  либо результатах техконтроля.


Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.


Возможно, вам будет интересно:

Как заполнять путевой лист грузового автомобиля в 2021 году

Путевой лист для автобуса необщего пользования: подробная инструкция с примерами

Организованная перевозка детей: актуальные требования 2021 года

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Подписываюсь!
Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *