В этом году Порядок проведения предрейсового контроля обновили, новые правила будут действовать 6 лет: с 1 сентября 2021 года до 1 сентября 2027 года.
Поэтому полезно будет еще раз заглянуть в эти правила — и вспомнить, как, когда и кем должен проводиться предрейсовый технический осмотр. Если вам интересны именно изменения по сравнению с прошлым документом, читайте эту статью.
Кто обязан проводить предрейсовый технический контроль?
Порядок обязателен для всех предприятий или ИП, которые:
✓ перевозят грузы и пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (коммерческие перевозки),
✓ перевозят людей или материальные объекты на автобусах или грузовых автомобилях не по договору, для собственных нужд.
Для организаций и ИП, которые эксплуатируют только легковые автомобили, новый Порядок проведения предрейсового контроля необязателен.
Однако на них распространяются требования Федерального закона 196-ФЗ, который запрещает выпускать на линию неисправный транспорт. И очевидно, что при проверках контролирующие органы все-таки будут спрашивать документы, подтверждающие прохождение предрейсового контроля.
Что именно будут спрашивать, пока непонятно. Возможно, и соблюдения Порядка проведения предрейсовых осмотров — по привычке и за неимением других законодательных актов, регулирующих этот вопрос.
Важно! Если организация или ИП имеют на балансе хотя бы один грузовик или автобус — то они обязаны соблюдать Порядок проведения предрейсового технического контроля относительно всего автопарка. В том числе, и легковых машин. |
Когда проводить?
Приказ дает несколько правил относительно того, в какое время проводить предрейсовый контроль.
- Во время подготовки транспорта к рейсу. То есть непосредственно перед тем, как выпускать автомобиль или автобус на линию.
Если рейс длится несколько дней (например, длительная командировка), и во время него за руль автомобиля садятся разные водители, предрейсовый контроль проводится один раз — перед выездом транспорта с парковки. Точно так же один раз проводится технический контроль, если смена одного водителя предполагает несколько рейсов — только тогда этот контроль называется предсменным.Во всех этих случаях оформляют один путевой лист. Кстати, не забудьте, что в этом году действуют новые правила оформления путевых листов.
При сменной работе водителей на автомобиле контроль проводится до начала рейса или смены того водителя, который первым выезжает с парковки.
- В промежуток от въезда на парковку до выезда с нее. Этот пункт, откровенно говоря, выглядит в Постановлении неуклюжим и излишним — ведь в Порядке уже есть требование проводить предрейсовый контроль непосредственно перед выездом.
Очевидно, здесь есть попытка «привязать» предрейсовый контроль к парковке. Многие водители ставят служебный транспорт около дома, ночуют и с утра едут по заданиям не заезжая на рабочую парковку.Это, конечно, неправильно. Ни технического контроля, ни предрейсового медосмотра, ни путевого листа у них в этом случае нет. Новые требования проводить предрейсовый контроль только на парковке, по-видимому, имеют целью снизить количество таких инцидентов.
Кто может проводить?
Предрейсовый контроль проводит отдельный специалист — контролер технического состояния автотранспортных средств.
О том, что контролер должен соответствовать своим профессиональным и квалификационным требованиям, все знали: об этом говорилось и в прошлом Порядке проведения предрейсового контроля. Но в новом Постановлении добавилась новелла, которая четче определяет «круг контролеров».
Итак, контролером технического состояния может быть:
✓ ваш сотрудник,
✓ работник сторонней организации,
✓ ИП, который оказывает услуги контролера.
Понятно, что во всех этих случаях человек должен иметь соответствующую квалификацию.
Что проверяем?
Во время предрейсового технического контроля проверяем множество важных параметров.
- Исправность тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала.
Если для вашего транспорта обязательны тахограф, аппаратура спутниковой навигации или устройство вызова экстренных оперативных служб — смотрим и их работоспособность. - Исправность замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков.
Проверяем, работают ли устройство фиксации подушки и спинки водительского сиденья, устройство обогрева и обдува стекол, тягово-сцепное устройство, держатель запасного колеса, - Наличие стекол и обзорности с места водителя, зеркал заднего вида и их креплений, заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков, ремней безопасности.
При работающем двигателе смотрим индикацию на щитке приборов. - Работоспособность стеклоочистителей, внешних световых приборов и световозвращателей.
- Герметичность систем, узлов и агрегатов, в том числе системы выпуска отработавших газов.
- Укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовиков и автобусов);
- Отсутствие лишних элементов: например, дополнительных сидений, фар ближнего света, сигнализации и т.п.
Если всё в порядке, предрейсовый контроль считается пройденным. Контролер ставит соответствующую отметку в путевом листе и в журнале регистрации результатов.
Как вести журнал?
Журнал можно вести как в бумажном, так и в электронном виде — правда, в последнем случае вносимые сведения надо заверять электронной подписью.
Какие графы должны быть в журнале?
✓ Марка и модель транспортного средства
✓ Регистрационный номер транспортного средства
✓ ФИО специалиста, проводившего предрейсовый контроль
✓ Дата и время проведения контроля
✓ Показания одометра (полные километры пробега) на момент проведения контроля
✓ Отметка о прохождении контроля (пройден или не пройден)
✓ Подпись контролера
Допустимы дополнительные графы типа «Примечаний», если организации важно указать еще какие-то сведения о транспортном средстве или результатах контроля.
Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.
Возможно, вам будет интересно:
➢ Как заполнять путевой лист грузового автомобиля в 2021 году
➢ Путевой лист для автобуса необщего пользования: подробная инструкция с примерами
➢ Организованная перевозка детей: актуальные требования 2021 года