Изменения в путевых листах с 2021 года
Если вы еще не обновили форму путевых листов в вашей организации, самое время сделать это сейчас. С января 2021 года вступил в силу Приказ Минтранса № 368, который устанавливает новые обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Эти правила будут действовать вплоть до 2027 года.
Обязательные реквизиты путевого листа 2021
В 2021 году путевые листы, как и раньше, можно составлять в произвольной форме — но с учетом принятых изменений. Давайте рассмотрим их подробнее.
1. Сведения о перевозке
В прежних требованиях к путевым листам этого пункта не было, то есть это совершенно новый раздел (предусмотрите отдельную графу для нового реквизита). В этой графе должна быть отражена информация о виде сообщения и виде перевозки.
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТ) указывает, что перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении (п. 1 ст. 4 Устава). То есть, два основных вида перевозки, предусмотренных УАТ, это:
- Перевозка пассажиров и багажа
- Перевозка грузов
Виды сообщения (повторим еще раз):
- городской — в границах населенного пункта
- пригородный — до 50 км. между границами населенных пунктов
- междугородний — более 50 км. между границами населенными пунктов
- международный — за пределы Российской Федерации.
Перевозки пассажиров и багажа бывают 3 видов: регулярная, по заказам и перевозка легковым такси.
Кроме того, в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указываются такие виды перевозок:
- коммерческие перевозки — перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки
- перевозки для собственных нужд — перевозки пассажиров и грузов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.
Поэтому, на наш взгляд, следует выделить также «перевозки для собственных нужд». Которые, в свою очередь, делятся на два вида:
- перевозки для собственных нужд автобусами
- и перевозки для собственных нужд грузовыми автомобилями.
Пример. Грузовой автомобиль компании-производителя едет из Екатеринбурга в Пермь, везет груз для клиента. В таком случае мы указываем: вид сообщения — междугородний, вид перевозки — перевозка грузов.
2. Марка автомобиля
Старые правила предписывали указывать в путевом листе модель транспортного средства, новые — требуют писать еще и марку.
Впрочем, нововведение можно считать чисто формальным. Большинство организаций и до нового Приказа указывали и марку, и модель автомобиля.
3. Сведения о прицепе
В п. 6 Приказа есть существенное изменение для автомобилей с прицепами и полуприцепами. Раньше было необходимо указывать номер прицепа только для грузовых автомобилей. Теперь это уточнение из правил исчезло — если у легкового автомобиля есть прицеп, то регистрационный номер этого прицепа, его марку и модель тоже надо указывать.
Важно!
Данные прицепа необходимо указывать даже у погрузчика.
4. Показания одометра
Новые правила предписывают отмечать показания одометра не только при выезде с парковки, но и при заезде на парковку.
Мы, составляя примерную форму путевого листа, добавили еще третью графу — «Показания одометра по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя ТС».
Это необязательный реквизит, но во многих случаях может пригодиться. Ведь автомобиль может в течение дня использоваться несколькими водителями: при возвращении одного водителя из рейса или по окончании именно его смены автомобиль может «поехать» дальше с другим водителем (а не возвратиться на парковку).
Показания, как и раньше, включают полные километры пробега.
5. Информация о выезде на линию
В прошлом году в путевых листах ставили дату и время заезда на парковку и выезда с парковки. Теперь Приказ Минтранса предписывает отмечать дату (число, месяц, год) выпуска транспортного средства на линию — и его возвращения. В общем, графы остаются те же, цифры те же — просто меняем формулировку.
Вот такие основные изменения надо будет внести в форму путевого листа. Во всем прочем обязательные реквизиты путевого листа остались теми же.
Теперь поговорим о том, как заполнять этот документ. Какие перемены есть тут?
Порядок заполнения путевого листа в 2021 году
Здесь есть как незначительные изменения, так и существенные.
1. Путевой лист оформляется на каждое ТС?
Из правил убрали оговорку, при которой путевой лист нужен только при перевозке пассажиров и груза. А в п. 8. Приказа сказано, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.
Но такая формулировка прямо противоречит Федеральному Закону № 259-ФЗ (уже упомянутому Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), на основании и во исполнение которого и разработан данный Приказ. Там как раз четко сказано, что путевые листы обязательны только при перевозке пассажиров и грузов.
И поскольку Федеральный Закон имеет приоритет перед Приказом Минтранса — то мы имеем полное право поступать так, как написано там. То есть, по-прежнему оформлять путевые листы только для перевозок.
Актуальные шаблоны путевых листов (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса) можно купить у нас на сайте.
2. Отметка о предрейсовом контроле
Теперь контролер ТС, после того как проведет предрейсовый осмотр, обязан ставить в путевом листе отметку: «Выпуск на линию разрешен». Форма этой отметки не регламентирована. Это может быть как штамп, так и отдельная строка в путевом листе — что намного проще.
3. Отметка о медицинском осмотре
Раньше медработник просто подтверждал своей подписью факт того, что предрейсовый медицинский осмотр водителем пройден, ставил дату и время. По новым правилам, он должен (в случае положительного результата медосмотра) сделать пометку: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
Опять же — это может быть как штамп, так и отдельная строка в путевом листе, которую медицинский работник заверить своей подписью и инициалами. Дату и время осмотра указывать надо по-прежнему.
4. Журнал регистрации путевых листов
Теперь его можно вести в электронном виде, заверяя внесенные в него сведения усиленной электронной подписью. При этом должна быть возможность (очевидно, на случай проверки) распечатать его на бумажном носителе.
Конечно, можно вести журнал и по старинке, в бумажном виде — прошнуровав и пронумеровав листы.
Важно!
В старом Приказе была прописана обязанность хранить журналы регистрации путевых листов не менее 5 лет. Новые правила никак не оговаривают сроки хранения этих журналов. Однако, наш взгляд, было бы благоразумно их хранить не менее 3 лет (с учетом сроков проверок), чтобы не вызывать лишних вопросов у проверяющих.
Напомним: после того как вы внесете все изменения в форму путевого листа, ее нужно утвердить в учетной политике компании специальным приказом.
Авторы статьи: Елена Чекасина, Ольга Карагаева
Понравилась статья?
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!
Отметка о медицинском осмотре должна быть всё-таки в виде штампа, ведь приказ Минздрава № 835-Н от 15.12.2014г. п.16 никто не отменял.
В данном случае необходимо руководствоваться новым приказом Минтранса от 11 сентября 2020 г. № 368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов” и заполнять реквизит согласно нему. В указанном приказе нет обязанности ставить штамп, необходимо ставить отметку с указанием “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен” (п.15)