Инструктажи по БДД для водителей: виды и порядок проведения

В прошлой статье мы ответили на ваши вопросы об инструктажах БДД и обещали подготовить большой обзорный материал. Обещали — выполняем. В этой статье поговорим о том, какие бывают инструктажи, как их проводить и как правильно определить содержание инструктажа. Начнем, как обычно, с главного.

Все ли обязаны проводить инструктажи по БДД

На практике — все предприятия, имеющие на балансе собственный транспорт. Надзорные органы ссылаются на ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказ Минтранса от 30 апреля 2021 года № 145. Последний говорит о том, что правила являются обязательными не только для тех ИП и юридических лиц, которые занимаются грузовыми или пассажирскими перевозками, но и для компаний, использующих служебный транспорт для своих нужд.

Правда, в Приказе есть оговорка, что это касается автобусов и грузовиков. И мы уже в ответ на обращение подписчика говорили: на наш взгляд, если компания использует исключительно легковой транспорт для личных нужд, то она не обязана проводить такие инструктажи. Но на самом деле проверяющие органы нередко имеют другое мнение. А судебной практики пока нет.

Поэтому пока безопаснее и дешевле будет перестраховаться и все-таки в любом случае проводить инструктажи по БДД для своих водителей. Иначе могут быть штрафы по статье 12.31.1 КоАП РФ: с должностного лица — 10 000 рублей, с предприятия — 30 000 рублей.

Кто может быть инструктором

Это частый вопрос и здесь есть разночтения. По нашему мнению, если принимать во внимание Приказ Минтранса № 282, проводить такие инструктажи должен специалист, ответственный за БДД на предприятии. Напомним, что специалист должен быть аттестован в УГАДН.

Чем регламентируется порядок проведения инструктажей

Во-первых, п. 7 уже упомянутого Приказа Минтранса РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Эти правила устанавливают требования к содержанию инструктажей по БДД.

Во-вторых, п. 3 руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86 09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом». В Минтрансе указывают на то, что данный документ не был зарегистрирован в Минюсте России, поэтому носит рекомендательный характер. Однако, нормативные правовые акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, на основании пункта 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-I и регистрации в Минюсте России не требуют. Это подтверждено сложившейся судебной практикой.

Виды инструктажей по БДД

Существует 4 вида инструктажей по БДД: вводный, предрейсовый, сезонный и специальный. Не путайте их с инструктажами по охране труда! К последним относятся:

а) вводный инструктаж,

б) инструктаж по охране труда на рабочем месте, в том числе:

– первичный инструктаж,

– повторный инструктаж,

– внеплановый инструктаж,

в) целевой инструктаж по охране труда.

Обратите внимание!

Инструктажи по охране труда и инструктажи по БДД проводят независимо друг от друга. Можно объединить, например, вводный инструктаж по БДД с вводным инструктажем по охране труда. Такой общий инструктаж может провести специалист по охране труда, который прошел аттестацию по БДД. При этом результаты инструктажей регистрируют в разных журналах. Мы писали об этом в подборке вопросов-ответов по инструктажам.

Теперь давайте разберем инструктажи по БДД каждый в отдельности.

Вводный инструктаж по БДД

Его проводят сразу после приема водителя на работу, независимо от уровня квалификации и стажа. Водитель должен получить в доступной форме всю необходимую информацию о порядке обеспечения БДД в организации. В частности:

особенности предприятия, размер и структуру парка транспортных средств,

план расстановки техники в гараже,

виды и специфику перевозок,

требования к перевозке пассажиров, нормы загрузки-выгрузки транспортных средств,

особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха,

требования по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к водителю в данной организации,

правила внутреннего трудового распорядка,

порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров,

порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства,

основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП,

список документов, необходимых для осуществления перевозок пассажиров или грузов.

По окончании вводного инструктажа вносят отметку в журнал регистрации.

Предрейсовый инструктаж по БДД

Правила о предрейсовом инструктаже несколько изменились с сентября 2021 года. Раньше он должен был проводиться только перед выполнением работ повышенной опасности — например, при управлении ТС в составе колонны, перед поездкой в зону действия опасных производственных факторов и т.п. Сейчас предрейсовый инструктаж проводится:

  • перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту);
  • при организованной перевозке детей;
  • при перевозке опасных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Обратите внимание!

Если водитель каждый раз ездит в рейс по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж нужен ему только перед первым рейсом. Но если его маршрут меняется ежедневно — то и предрейсовый инструктаж ему необходимо проводить ежедневно.

Предрейсовый инструктаж должен обязательно включать в себя следующие вопросы:

протяженность маршрута,

дорожные условия,

наличие опасных участков и мест концентрации ДТП,

особенности организации дорожного движения на маршруте,

погодные условия на маршруте;

конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;

расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);

безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Сезонный инструктаж по БДД

Ему посвящен п.п.7.3. Приказа Минтранса № 145. Сезонный инструктаж проводится со всем водительским составом 2 раза в год — перед теплым и холодным сезонами. Это переходные периоды. Они отличаются сложными погодными и, следовательно, дорожными условиями, которые требуют от водителя максимальной концентрации, внимания и отличных водительских навыков.

Так, перед зимой водителю напоминают об особенностях управления транспортным средством в условиях гололёда — а весной его инструктируют, как двигаться по дорогам в условиях весенней распутицы.

Обратите внимание!

Этот вид инструктажа должен фиксироваться в журнале не просто как сезонный, а сезонный осенне-зимний и сезонный весенне-летний. Даты проведения руководитель организации устанавливает самостоятельно. Например, осенне-зимний — перед заменой шин на зимнюю резину, а весенне-летний — перед заменой на летнюю. При этом следует учитывать переход на зимние или летние шины в конкретном регионе.

Также это мероприятие может быть приурочено к переходу на зимние и летние нормы расхода топлива. Даты фиксируются, как правило, в специальном локальном акте по обеспечению БДД.

Специальный инструктаж по БДД

Необходим в тех случаях, когда требуется сообщить водительскому составу срочную и важную информацию. П.п. 7.4. Приказа Минтранса № 145 конкретизирует эти случаи:

вступление в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;

изменение условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

совершение или угрозы совершения террористических актов.

При проведении специального инструктажа дается оценка ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.

Журнал учета инструктажей по БДД

Информация о прохождении инструктажей в обязательном порядке вносится в журнал учета инструктажей водителей. Причем для всех инструктажей: вводного, предрейсового, сезонного, специального — используется единый журнал учета. Он должен содержать следующие реквизиты:

  • дату проведения и вид инструктажа;
  • должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
  • фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
  • их подписи.

Сейчас такой журнал можно вести не только в бумажном, но и в электронном виде — при этом и инструктор и водитель заверяют внесенные данные электронной подписью.

Если у вас есть любые вопросы по ведению инструктажей по БДД на предприятии — пишите, ответим на любой!

И кстати. Если вам нужны пакеты документов (образцы, шаблоны), которые должен вести специалист по БДД — то их можно приобрести в нашем учебном центре. Там не будут не только инструктажи и журналы к ним, но и должностные инструкции, документы по проведению стажировки, учету ДТП, формы документов по перевозке детей и много другого.  Полный перечень и цену можно запросить у нас на сайте через онлайн-консультанта или написав на Вотсап +7 950 485 61 61.

Благополучных вам перевозок!

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Подписываюсь!
Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

комментария 2

  1. ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я НЕ ПОНЯЛ ВСЕ ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА В ОДНОМ ЖУРНАЛЕ. ИЛИ ЕДИНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЖУРНАЛА ДЛЯ КАЖДОГО ВИДА ИНСТРУКТАЖА ОТДЕЛЬНО В СВОЕМ ЖУРНАЛЕ.

    • Здравствуйте! Смотрите, по БДД инструктажи все можно вести все в едином журнале, но инструктажи по охране труда ведутся в отдельном журнале. То есть если специалист по БДД совмещает функции специалиста по охране труда, то он будет вести несколько журналов конечно (по БДД и по ОТ)

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *