Сначала медик, потом контролер — или наоборот? Имеет ли значение хронологический порядок проставления отметок в путевом листе

Это один из часто задаваемых вопросов. И до определенного времени мы отвечали на него однозначно: «нет». При этом Минтранс также  в свое время высказал аналогичную нашей позицию.

В своем письме ведомство указало, что «при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена».

Отметим, что приказы, регламентирующие порядок проведения контроля технического состояния ТС  и заполнения путевых листов, с тех пор изменились. Но и сейчас хронологическая последовательность не установлена. Однако анализ положений новых приказов позволил нам сделать вывод о том, что сейчас хронологическая последовательность имеет огромное значение. И прежде всего — для контролёра технического состояния!

Давайте разбираться по порядку.

В настоящее время контролер ставит отметку как лицо, «ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию ТС», и отметку о том, что «выезд на линию разрешен».

До 2021 года в соответствии с Приказами Минтранса № 296 и 152 в обязанности контролера технического состояния входила только техническая  проверка ТС в установленном порядке. И ставил он отметку исключительно как контролер: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден».

А вот в соответствии с п. 13. Приказа Минтранса № 9 даты и время выпуска  ТС на линию, а также даты, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств. Результатом проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС является отметка «Выпуск на линию разрешен», проставляемая ответственным должностным лицом в путевом листе в случае, если при контроле не выявлены несоответствия установленным требованиям.

А теперь обратимся к п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, входящих в ПДД. Напомним, что Основные положения устанавливают в качестве основного требования для допуска механических транспортных средств и прицепов к эксплуатации.

Итак, согласно п. 12 Основных положений должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

  1. выпускать на линию транспортные средства:
    • при наличии неисправностей и условий, с которыми запрещается их эксплуатация,
    • или переоборудованные без соответствующего разрешения,
    • или не зарегистрированные в установленном порядке,
    • или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
  2. допускать к управлению транспортными средствами водителей:
    • находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного),
    • под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание,
    • в болезненном или утомленном состоянии,
    • водителей с нарушением режима труда и отдыха, ставящем под угрозу безопасность движения,
    • не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом,
    • лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории.

Получается, что контролер как должностное лицо, выпускающее ТС на линию, не имеет права выпускать его без наличия регистрационного свидетельства ТС, водительского удостоверения у водителя, а также действующего полиса ОСАГО, и, соответственно, без прохождения водителем медосмотра и проставления медиком соответствующей отметки в путевом листе.

При этом понятно, что контролер сам может проверить наличие водительских прав и полиса ОСАГО, а вот состояние водителя он проверить никак не может.

Отметим также, что за нарушение данных правил сейчас контролер технического состояния ТС рискует быть привлеченным к административной ответственности по ст.  12.32, 12.32.1 КоАП РФ и получить штраф от 20 до 50 тыс. рублей.

Резюмируем: когда контролер ставит отметку «Выпуск на линию разрешен», то он подтверждает не  только техническую исправность автомобиля — но и то, что автомобиль зарегистрирован, застрахован (полис ОСАГО), не переоборудован без разрешения  (тахографы, навигация), что пройден технический осмотр. Также контролер отвечает и за выпуск на этом ТС водителя, который должен находиться в нормальном состоянии здоровья, обеспечивающем безопасное управление ТС, и иметь соответствующее право управлять этим ТС.

Поэтому делаем вывод. Хотя законами явно не установлена последовательность проведения медосмотра водителя и контроля техсостояния — но из всего вышеизложенного следует, что в первую очередь необходимо поставить отметку о медосмотре, а уже потом — об осмотре ТС контролером.

Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *