Штрафы за нарушения при перевозке опасных грузов: примеры из судебной практики


О том, за что штрафуют при неправильной перевозке опасных грузов, мы писали в обзорной статье. А в этом материале мы рассмотрим конкретные примеры из судебной практики. Итак, кого, за что и как наказывают в этой области?

Чаще всего проверяющие органы находят нарушения требований к техническому состоянию автомобиля, перевозящего опасные грузы.

Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей

В мае 2021 года в Первом кассационном суде общей юрисдикции рассматривали жалобу нижегородского ООО «ТракАльянс». Компанию признали виновной в нарушении ч.1 ст.12.21.2 КоАП и наложили штраф в 400 000 рублей. «ТракАльянс» с решением был не согласен и дважды его обжаловал, но долгой судебной волокитой добился только снижения штрафа до 200 000 рублей.

За что же, собственно, оштрафовали предприятие? Летом 2019 года машина «ТракАльянса» перевозила перекись  водорода, то есть опасный груз. И всё было в порядке, за исключением одного: при такой перевозке необходимо было иметь в машине пломбированные огнетушители минимальной емкостью 12 килограммов, а по факту имелся огнетушитель массой всего 6 килограммов и без пломбы. Только за это предприятию выписали огромный штраф.

Кассационный суд, тщательно рассмотрев дело, окончательно признал «ТракАльянс» виновным. Несмотря на то, что компания судилась почти 2 года, штраф придется выплатить. (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. по делу N 16-377/2021.)

Пример 2: маркировка, срок годности и фланцы

Год назад уральскую компанию «Топливный комплекс» оштрафовали по ч. 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ  на 400 000 рублей за несколько нарушений, которые выявили на дороге при проверке грузовика:

  • на корпусе выключателя аккумуляторных батарей отсутствует маркировка взрывобезопасности ЕХ;
  •  истек срок годности использования огнетушителя;
  • сливная/наливная труба не закрыта винтовыми пробками или глухими фланцами.

Всё остальное было в порядке: были нужные разрешения и свидетельства, правильно был заполнен путевой лист и прочие документы. Но недостаточно тщательный техосмотр перед поездкой — или вообще недостаточно внимательное отношение к техническому состоянию автомобиля — привели к такому большому штрафу. Который, если нарушения не будут устранены, могут наложить еще не один раз.

«Топливный комплекс» пытался оспорить решение суда, но безрезультатно (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 г. по делу N 16-1453/2021).

Вторая по частоте причина для штрафов — это отсутствие у водителя документа, который разрешает ему перевозить опасные грузы.

Пример 3: у водителя не было свидетельства ДОПОГ

Это одно из самых частых нарушений, и карается оно строго. За  него также может наступить административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. В качестве примера приведем дело против «Югорской транспортно-экспедиционной компании», которое было завершено несколько месяцев назад.

Летом 2020 года на автомобильной дороге «Нефтеюганск-Мамонтово» сотрудники ГИБДД остановили седельный тягач, который перевозил опасный груз. И в ходе проверки выяснили, что у водителя нет международного свидетельства ДОПОГ, а значит — и нет права перевозить опасные грузы. Кроме водителя, в таких случаях наказывают и компанию-перевозчика. «Югорской транспортно-экспедиционной компании» присудили 400 000 рублей штрафа. Несмотря на апелляции и кассационные жалобы, первоначальное решение суда оставили без изменений (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 г. по делу N 16-1218/2021).

Напомним, что свидетельство ДОПОГ водитель может получить только при обучении в аккредитованном учебном центре и последующей аттестации в УГАДН. Любой другой путь получения такого свидетельства — незаконен, и здесь ответственность придется нести уже по Уголовному Кодексу. Как в нашем следующем примере.

Пример 4: подделка свидетельства

В октябре прошлого года Ставропольский районный суд Самарской области признал водителя-экспедитора, который купил свидетельство ДОПОГ, виновным в хранении и использовании заведомо поддельного официального документа (Приговор Ставропольского районного суда Самарской области от 05 октября 2020 года).

В материалах приговора изъято название организации, где работал этот водитель — и нет данных по тому, какое взыскание было применено к самому предприятию и должностным лицам, которую такую ситуацию допустили. Но самого водителя приговорили к 6 месяцам ограничения свободы по ч.3 ст.327 УК РФ.  И такой мягкий приговор вынесли только потому, что не случилось никакой аварии, никому не был нанесен вред, а на попечении водителя оставались престарелая мать и несовершеннолетняя дочь.

Как свидетельствует сам водитель, он просто хотел по-быстрому и без хлопот приобрести документ, который давал бы ему право перевозить опасные грузы. И поэтому кликнул по первой  попавшейся рекламе, которая обещала «помощь в получении свидетельства ДОПОГ». Ему помогли: за 15 тысяч рублей напечатали «свидетельство» на струйном принтере. Но первый же инспектор ГИБДД, которому водитель эту бумагу предъявил, увидел, что документ фальшивый.

Поэтому: будьте благоразумны, внимательны и осторожны! И даже если учебный центр покажется вам солидным и достойным всякого доверия — все равно проверьте, есть ли у него право обучать водителей, перевозящих опасные грузы. Попросите предъявить разрешение от Ространснадзора и убедитесь, что название учебного центра есть в специальном Реестре.

Еще один распространенный тип нарушений в области перевозки опасных грузов — это неправильное оформление документов на перевозимый груз.

Пример 5: в транспортном документе не было одной строчки

Летом прошлого года Московский областной суд наложил штраф в 150 000 рублей на компанию «РН-Москва» за нарушение ч. 2 ст.12.21.2 КоАП РФ. А именно — за отсутствие в товарно-транспортном документе записи «Специальное положение 640».

Перевозили опасный груз, около 5 тонн дизельного топлива. А в этом случае запись «Специальное положение 640» обязательна, причем буква, добавляемая к числу 640, должна указывать на температуру вспышки.

Жалоба на решение суда со стороны компании «РН-Москва» ничего не принесла: суд второй инстанции не нашел оснований для отмены постановления городского суда. Штраф признан справедливым (Решение Московского областного суда № 21-1870/2020 от 25 августа 2020 г. по делу № 21-1870/2020).

Пример 6: отсутствие письменных инструкций

В конце 2020 года ООО «Грин-Терра» было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.2 КоАП РФ, и оштрафовано на 150 000 рублей. Причина была в том, что принадлежащий компании грузовой тягач перевозил дизельное топливо с нарушением правил перевозки опасных грузов. А именно: у водителя отсутствовали письменные инструкции, соответствующие по содержанию образцу, установленному п. 5.4.3.4 ДОПОГ.  (Решение Белгородского областного суда от 01 марта 2021 г. по делу N 7(2)-89/2021).

Вывод простой. Перевозка опасных грузов требует особой щепетильности и при оформлении документов, и при обучении водителей, и при техосмотре транспорта. Штрафы за нарушения в этой области большие — а если они накладываются еще и не единожды, суммы могут оказаться чрезвычайно серьезными для любого предприятия.

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *