Опубликован новый Порядок проведения предрейсового контроля
В январе этого года утратил силу Приказ Минтранса от 08.08.2018 № 296, который определял Порядок проведения предрейсового (предсменного) технического контроля. Новый Порядок содержится в Приказе Минтранса от 15.01.21 № 9, который недавно зарегистрирован в Минюсте и вступает в силу с сентября.
Клиентам, которые спрашивают: а чем тогда руководствоваться сейчас, до сентября — мы советуем ориентироваться пока на старые правила.
Потому что если сейчас вообще не проводить предрейсовый контроль, полагаясь на временное отсутствие нормативного акта — можно получить во время проверок реальные штрафы. Сама обязанность проводить предрейсовый контроль никуда не делась. Она установлена на законодательном уровне (Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ), просто временно не регламентирован Порядок.
И да, заранее изучайте новый Порядок проведения предрейсового контроля, чтобы к осени быть во всеоружии. Впрочем, изменений в новых правилах не так много.
Новость для владельцев легковых машин
Старый Приказ предписывал соблюдение Порядка абсолютно всем организациям и ИП, эксплуатирующим любой транспорт. Новые правила адресованы организациям и ИП, которые:
✓ совершают коммерческие перевозки по договорам,
✓ используют автобусы и грузовики для собственных нужд.
Легковые автомобили для собственных нужд здесь никак не упомянуты. Вероятно, что для бизнеса, который использует в своей деятельности только легковые автомобили и только для собственных нужд, сделали исключение.
Мы пока говорим «вероятно», потому что как будут себя вести при проверках Транснадзор и ГИБДД, будут ли они по старой памяти «трясти» с таких юридических лиц и ИП документы по предрейсовому контролю, пока вопрос. |
Но что точно надо иметь в виду. Под новые требования подпадают все предприятия и ИП, у которых на балансе есть хотя бы один грузовик или автобус. Даже если по факту он простаивает, а все поездки совершаются на служебных легковых автомобилях — надо будет проводить полный предрейсовый контроль всего автопарка.
Предрейсовый контроль — только на парковке
В старых правилах тоже был пункт о том, что предрейсовый технический контроль совершается до выезда с парковки. В этот раз добавили уточнение: контроль проводится в промежуток времени, ограниченный временем въезда ТС на парковку для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены водителя, до выезда с парковки.
Может быть, уточнение направлено на искоренение той практики, при которой водитель едет по заданиям прямо из дома. То есть, новые правила обязывают водителя перед рейсом все-таки приехать на парковку и там пройти предрейсовый технический контроль.
Кто может быть контролером
То, что проводить предрейсовый контроль может только контролер технического состояния и что он должен иметь соответствующую квалификацию — об этом подробно говорится и в старых, и в новых правилах.
Однако в Приказе № 9 появилась новелла, которая четче определяет порядок сотрудничества с контролерами технического состояния. Согласно новым правилам, контролера можно как назначить из числа своих сотрудников, так и пригласить из сторонней организации или привлечь ИП.
Строго говоря, это не воспрещалось и раньше, и мы об этом говорили клиентам и писали на эту тему статьи. Но теперь это положение закреплено законодательно.
Проще всего — это обучить и назначить контролером кого-то из своих сотрудников, возможно, в форме совмещения. Обычно это и удобнее, и дешевле, чем постоянно приглашать постороннего специалиста.
Напомним, новый Порядок проведения предрейсового технического контроля вступит в силу 1 сентября 2021 года.
Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.