Ежегодный техминимум для водителей

В народе техминимум известен как ежегодное обучение водителей по 20-часовой программе. Что это за программа, кто должен проходить техминимум и какие штрафы выписывают за его отсутствие?

техминимум

Что такое техминимум

Как ездить безопасно, как предотвратить аварию и как правильно действовать, если она все-таки произошла?  Это то, что в идеале должен знать каждый водитель. Но если обычный человек, имеющий водительские права, постоянно подтверждать свои знания не обязан — то к водителю в организации или ИП применяются повышенные требования.

Мы сейчас не о стажировках, хотя и это важно. Мы о регулярном повышении квалификации для водителей  — как раз о том самом ежегодном техминимуме.

Федеральный закон 196-Ф3 (п.2 ст. 20) говорит о том, что юридические лица и ИП обязаны «обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям» и «создавать условия для повышения квалификации водителей». Под эти требования подходят юридические лица и ИП, которые:

осуществляют коммерческие перевозки (по договорам перевозки или фрахтования);

перевозят пассажиров или грузы в автобусах или грузовых автомобилях для собственных нужд.

Как видим, исключение здесь только одно: предприятия, использующие легковые автомобили для собственных нужд. Все остальные работодатели обязаны заботиться о повышении квалификации своих водителей.

О том, что повышение квалификации водителей должно быть ежегодным, говорят 2 документа:

  • РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (1986 г.).
  • РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций», (2001 г.).

Что, собственно, входит в программу техминимума? Вот главные разделы этой программы:

  1. Дорожно-транспортная аварийность.
  2. Типичные дорожно-транспортные ситуации, разбор ДТП.
  3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения.
  4. Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП.
  5. Изучение условий перевозок на опасных участках.

Мы в «УчТрансе» при обучении водителей по 20-часовой программе берем за основу именно эту программу. При этом учитываем все важные изменения в дорожном законодательстве, чтобы программа оставалась актуальной.

Оба РД пока не отменены, на них ссылаются в том числе при проверках. Кстати, скажем и о проверках.

Отсутствие техминимума у водителя — какие штрафы?

За то, что организация не обучает своих водителей по 2-часовой программе,  может наложить взыскание не только УГАДН, но, как показывает практика, и ГИТ. Каждое ведомство — по своим основаниям.

УГАДН наказывает за нарушение ч.1. ст. 12.31.1. КоАП РФ, то есть за перевозки «с нарушением профессиональных и квалификационных требований». В этом случае штраф составляет: для должностных лиц — 20 тысяч рублей, для юридических лиц — 100 тысяч рублей.

Есть случаи из судебной практики, когда за отсутствие техминимума наказывал ГИТ: привлекал к административной ответственности за нарушение ст. 212 ТК РФ. А именно, за то, что предприятие не обучает работников «безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи». Нарушение этой статьи влечет за собой штрафы: для должностных лиц и ИП — до 5 тысяч рублей; для юридических лиц — до 50 тысяч рублей.

Справедливости ради скажем, что случаи штрафования предприятия именно Трудинспекцией и именно за отсутствие техминимума редки. Но они есть. Вот реальный пример.

Несколько лет назад в результате внеплановой проверки так оштрафовали кудымкарское ООО «Полюс». Среди прочих нарушений ГИТ указал и то, что «водители автотранспорта не проходят ежегодное 20-часовое обучение «Технический минимум водителя», чем нарушена ст.212 ТК РФ».

Предприятие подавало апелляцию, указывая, в частности, на незаконность внеплановой проверки. Пермский краевой суд, разобрав дело, постановил: проверка проходила на законных основаниях, взыскание ГИТ справедливо (Решение от 17.04.14 по делу N 21-309/2014).

Из этого примера, между прочим, можно вынести и еще один урок: заранее готовьтесь к плановым проверкам и будьте всегда готовы к внеплановым.

Можно ли отменить техминимум для водителей?

В марте этого года Минтранс опубликовал свое Письмо от 12.03.20 N Д3-511-ПГ, которое вызывало бурное обсуждение. Многие поняли так, что обязательная сдача техминимума для большей части водителей отменяется.

Действительно, в Письме сообщается, что обязательное повышение квалификации необходимо для тех водителей, которые:

перевозят пассажиры и грузы в международном сообщении,

перевозят опасные грузы,

водят автомобили, оборудованные устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов: скорая помощь, полиция, аварийно-спасательные службы и т.п.

Про остальных водителей сказано, что они могут, но не обязаны повышать свою квалификацию, то есть вопрос отдается на волю руководителей предприятий. То есть, ежегодная 20-часовая программа для водителей преподносится как необязательная.

На деле всё гораздо сложнее. Ведь Письмо Минтранса не имеет законодательного статуса. При этом оба РД, которые регламентируют обязательность техминимума для водителей, действуют.

Да, в Письме есть оговорка, что они «не зарегистрированы в Минюсте» — но на самом деле она ровно ничего не значит. Нормативные правовые акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей действующему законодательству. То есть, эти РД и не надо регистрировать, это вполне действующие нормативные правовые акты. Это подтверждается и судебной практикой.

Никто не отменял и тот же закон 196-ФЗ «О БДД», по которому юридические лица и ИП обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей. Практика показывает, что проверяющими и судами эта формулировка часто толкуется именно как предписывающая обеспечить это повышение квалификации.

Пример.

Полтора года назад в Сулейман-Стальском районном суде (это Республика Дагестан) рассматривалось дело N 12-68/2018.

При проверке одной из школ инспектор местной ГАДН выявил два нарушения: 1) ответственный за БДД не имел аттестации, 2) не проводились ежегодные занятия по повышению квалификации водителей. Руководство школы оштрафовали на 100 тысяч рублей — указав, в том числе, как раз на 196-ФЗ и необходимость «обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям»

Директор школы подавал апелляцию, жалуясь на то, что школа — это не перевозчик, никакого административного правонарушения они не совершили, и у них нет денег платить такой огромный штраф.

Апелляция дала результат, в том смысле, что суд над ними сжалился и на первый раз штраф заменил предупреждением. Но подчеркнул, что правонарушение всё же было совершено (Решение от 25 декабря 2018 г. по делу N 12-68/2018).

То есть, если инспектор придет к ним с проверкой еще раз, и водитель опять не будет иметь удостоверение о прохождении техминимума — штрафа не избежать.

Так проходить ли техминимум?

Ситуация с законодательными актами в отношении техминимума не совсем понятная. Но поэтому-то безопаснее все-таки обучать водителей: пока нет внятного закона на эту тему, лучше подстраховаться, чтобы не дрожать при проверках.

Почти все наши клиенты по-прежнему обучают у нас водителей по 20-часовой программе. И мы их отлично понимаем. Проще заплатить символическую сумму (у нас от 600 рублей за человека), чем потом получить взыскание на сотни тысяч.

Кроме того, регулярное повышение квалификации водителей — это и требование рынка. Многие крупные заказчики, а также государственные и муниципальные, работают только с теми организациями, где водители проходят техминимум.

Допустим,  компания планирует войти в сеть муниципального транспорта, заниматься пассажирскими перевозками — и участвует в соответствующем конкурсе. Как показывает практика — муниципалитеты при этом ставят условие: все водители должны иметь свидетельство о 20-часовом обучении. Газпром, Роснефть и прочие крупные работодатели тоже часто указывают удостоверение о техминимуме как обязательное условие для трудоустройства.

Поэтому ежегодный техминимум для водителей пока остается с нами. Что будет дальше? Поживем — увидим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *