Анализ и устранение причин ДТП и нарушений правил дорожного движения

Если учет ДТП на предприятиях еще более или менее организован — то анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД организации отдают мало внимания. И совершенно напрасно.

Ведь закон № 196 «О БДД» главной целью в принципе ставит недопущение, предотвращение ДТП. И получается, что все требования по ОБДД так или иначе связаны с предотвращением, профилактикой ДТП с участием транспорта организации.

А в соответствии со ст. 20 ФЗ «О БДД» и п. 3 Приказа Минтранса от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» организации и ИП, осуществляющие перевозки, обязаны проводить анализ и устранять причины  нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Поэтому анализ и устранение причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих компании транспортных средств, — это базовые, ключевые мероприятия по ОБДД, которые должны в организации проводиться и документироваться в полной мере.

Речь идет о двух видах мероприятий по ОБДД, обязательных с точки зрения не только ФЗ «О БДД» и Приказа Минтранса № 145, но и Проверочных листов Ростанснадзора — по ДТП и по нарушениям ПДД.

Учет ДТП в организациях

Если на балансе организации есть хотя бы один автомобиль, перевозящий  грузы/пассажиров на коммерческой основе или для собственных нужд перевозки  — она уже обязана вести учет ДТП.

Это значит, что любое ДТП, в котором участвовал служебный автомобиль, надо:

  • зафиксировать,
  • расследовать
  • и должным образом документально оформить.

Важно, что сам учет ДТП в организации должен осуществляться независимо от наличия ДТП с участием ее автомобилей — а расследования проводятся по всем ДТП, даже если там не было пострадавших.

Чтобы после каждого, даже самого мелкого, происшествия не паниковать по поводу письменной отчетности, нужно разработать и утвердить на предприятии определенные документы.

Это, прежде всего, журнал учета ДТП по двум формам и другие документы (в зависимости от наличия или отсутствия ДТП), например:

  • Положение о проведении служебного расследования ДТП,
  • Приказ о назначении комиссии,
  • Акт служебного расследования,
  • Программа внепланового инструктажа и др.

Напомним, что сверять данные об авариях с участием вашего транспорта с данными местного ГИБДД — обязательно. Причем сверка проводится независимо от того, были у организации ДТП или нет.

Владельцы транспортных средств сверяют сведения о ДТП с информацией МВД РФ на официальном сайте Госавтоинспекции либо в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Периодичность проведения сверок определяется ими самостоятельно, но не реже одного раза в год (п. 19 Постановления Правительства от 19 сентября 2020 г. № 1502).

Важно!

Мало кто знает, что ДТП, оформленные по европротоколу, нужно учитывать отдельно. Там есть свой алгоритм действий и свои тонкости.

Чтобы не теряться в таких случаях и четко знать, что делать — пройдите наш Обучающий мастер-класс по учету и анализу причин ДТП и нарушений ПДД. Мы постарались изложить очень просто, доступно и понятно.

Анализ и устранение причин ДТП и нарушений ПДД: почему с этим в организациях так сложно

Если по учету ДТП есть хоть какая-то регламентация и самого порядка, и содержания документов — то по анализу и устранению причин нарушений ПДД почти ничего нет. Каждой компании приходится собирать информацию по крупицам и набивать шишки на собственном опыте.

Нет ни одного действующего нормативно-правового акта, который содержал бы примерные формы учета или иных документов, связанных с этим мероприятием. Нет также перечня этих документов и требований, как они должны оформляться.

Но обязанность проводить такой анализ, как мы уже сказали — есть. Это прямо отражено в Проверочных листах Ростанснадзора. А следовательно, есть и административная ответственность за невыполнение этой обязанности.

Так, согласно ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФЗ нарушение требований обеспечения безопасности перевозок влечет за собой наложение штрафа:

  • на водителей — 1500 рублей;
  • на должностных лиц — 10 000 рублей;
  • на юридических лиц и ИП — 25 000 рублей.

Если это организация (ИП), которая имеет лицензию на перевозку пассажиров, и нарушение выявлено в ходе лицензионного контроля — то, как правило, привлекают по  ст. 14.1 КоАП РФ. И очень часто — по п.4 этой статьи, то есть за грубое нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). А это совсем другие штрафы:

  • для ИП без образования юрлица — до 8 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц — до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Анализ причин ДТП и нарушений ПДД: несколько основных методов

Успешная аналитика и устранение причин ДТП требуют комплексного подхода и постоянного внимания. Какие методы могут использовать организации, чтобы правильно организовать у себя анализ и устранение причин ДТП и нарушений ПДД?

  1. Исследование ДТП. Сбор информации о месте, времени, обстоятельствах происшествия, а также о повреждениях и пострадавших. Анализ таких данных поможет выявить основные причины ДТП и разработать меры по их устранению.
  2. Обучение водителей. Необходимы регулярные обучающие программы для водителей: это будет повышать их знания о безопасности на дороге, правилах дорожного движения и технике безопасного вождения — и, в результате, снижать вероятность возникновения ДТП.
  3. Техническое обслуживание. Это неотъемлемая часть безопасного использования автомобилей. Организации должны следить за состоянием транспорта, включая проверку тормозов, шин, фар, системы управления и других ключевых компонентов. Раннее обнаружение и устранение технических неисправностей поможет предотвратить возможные аварии.
  4. Внедрение систем безопасности. Системы контроля полосы движения, предупреждения о столкновении, контроля усталости водителя — эти и другие системы могут помочь предотвратить возникновение опасных ситуаций на дороге и улучшить безопасность.
  5. Мониторинг и анализ данных. Организации могут использовать системы мониторинга, чтобы собирать данные о поведении водителей, состоянии автомобилей и других факторах, связанных с ДТП.

Но главное — все эти ваши действия правильно документально оформить.

Важно!

Даже если вы на предприятии фактически проводите анализ причин ДТП и нарушений ПДД — само по себе это не защитит вас от штрафов.

Повторим: для контролирующих органов в первую очередь имеет значение правильный документооборот, который подтверждает проведение всех нужных мероприятий.

Поэтому мы разработали Обучающий мастер-класс по учету и анализу причин ДТП и нарушений ПДД. Подробные уроки, алгоритмы действий на разные случаи и полный пакет всех необходимых документов — чтобы проверяющим органам в вашей организации было не к чему придраться!

Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *