Анализ и устранение причин ДТП и нарушений правил дорожного движения
Если учет ДТП на предприятиях еще более или менее организован — то анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД организации отдают мало внимания. И совершенно напрасно.
Ведь закон № 196 «О БДД» главной целью в принципе ставит недопущение, предотвращение ДТП. И получается, что все требования по ОБДД так или иначе связаны с предотвращением, профилактикой ДТП с участием транспорта организации.
А в соответствии со ст. 20 ФЗ «О БДД» и п. 3 Приказа Минтранса от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» организации и ИП, осуществляющие перевозки, обязаны проводить анализ и устранять причины нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Поэтому анализ и устранение причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих компании транспортных средств, — это базовые, ключевые мероприятия по ОБДД, которые должны в организации проводиться и документироваться в полной мере.
Речь идет о двух видах мероприятий по ОБДД, обязательных с точки зрения не только ФЗ «О БДД» и Приказа Минтранса № 145, но и Проверочных листов Ростанснадзора — по ДТП и по нарушениям ПДД.
Учет ДТП в организациях
Если на балансе организации есть хотя бы один автомобиль, перевозящий грузы/пассажиров на коммерческой основе или для собственных нужд перевозки — она уже обязана вести учет ДТП.
Это значит, что любое ДТП, в котором участвовал служебный автомобиль, надо:
- зафиксировать,
- расследовать
- и должным образом документально оформить.
Важно, что сам учет ДТП в организации должен осуществляться независимо от наличия ДТП с участием ее автомобилей — а расследования проводятся по всем ДТП, даже если там не было пострадавших.
Чтобы после каждого, даже самого мелкого, происшествия не паниковать по поводу письменной отчетности, нужно разработать и утвердить на предприятии определенные документы.
Это, прежде всего, журнал учета ДТП по двум формам и другие документы (в зависимости от наличия или отсутствия ДТП), например:
- Положение о проведении служебного расследования ДТП,
- Приказ о назначении комиссии,
- Акт служебного расследования,
- Программа внепланового инструктажа и др.
Напомним, что сверять данные об авариях с участием вашего транспорта с данными местного ГИБДД — обязательно. Причем сверка проводится независимо от того, были у организации ДТП или нет.
Владельцы транспортных средств сверяют сведения о ДТП с информацией МВД РФ на официальном сайте Госавтоинспекции либо в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Периодичность проведения сверок определяется ими самостоятельно, но не реже одного раза в год (п. 19 Постановления Правительства от 19 сентября 2020 г. № 1502).
Анализ и устранение причин ДТП и нарушений ПДД: почему с этим в организациях так сложно
Если по учету ДТП есть хоть какая-то регламентация и самого порядка, и содержания документов — то по анализу и устранению причин нарушений ПДД почти ничего нет. Каждой компании приходится собирать информацию по крупицам и набивать шишки на собственном опыте.
Нет ни одного действующего нормативно-правового акта, который содержал бы примерные формы учета или иных документов, связанных с этим мероприятием. Нет также перечня этих документов и требований, как они должны оформляться.
Но обязанность проводить такой анализ, как мы уже сказали — есть. Это прямо отражено в Проверочных листах Ростанснадзора. А следовательно, есть и административная ответственность за невыполнение этой обязанности.
Так, согласно ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФЗ нарушение требований обеспечения безопасности перевозок влечет за собой наложение штрафа:
- на водителей — 1500 рублей;
- на должностных лиц — 10 000 рублей;
- на юридических лиц и ИП — 25 000 рублей.
Если это организация (ИП), которая имеет лицензию на перевозку пассажиров, и нарушение выявлено в ходе лицензионного контроля — то, как правило, привлекают по ст. 14.1 КоАП РФ. И очень часто — по п.4 этой статьи, то есть за грубое нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). А это совсем другие штрафы:
- для ИП без образования юрлица — до 8 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для должностных лиц — до 10 000 рублей;
- на юридических лиц — до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Анализ причин ДТП и нарушений ПДД: несколько основных методов
Успешная аналитика и устранение причин ДТП требуют комплексного подхода и постоянного внимания. Какие методы могут использовать организации, чтобы правильно организовать у себя анализ и устранение причин ДТП и нарушений ПДД?
- Исследование ДТП. Сбор информации о месте, времени, обстоятельствах происшествия, а также о повреждениях и пострадавших. Анализ таких данных поможет выявить основные причины ДТП и разработать меры по их устранению.
- Обучение водителей. Необходимы регулярные обучающие программы для водителей: это будет повышать их знания о безопасности на дороге, правилах дорожного движения и технике безопасного вождения — и, в результате, снижать вероятность возникновения ДТП.
- Техническое обслуживание. Это неотъемлемая часть безопасного использования автомобилей. Организации должны следить за состоянием транспорта, включая проверку тормозов, шин, фар, системы управления и других ключевых компонентов. Раннее обнаружение и устранение технических неисправностей поможет предотвратить возможные аварии.
- Внедрение систем безопасности. Системы контроля полосы движения, предупреждения о столкновении, контроля усталости водителя — эти и другие системы могут помочь предотвратить возникновение опасных ситуаций на дороге и улучшить безопасность.
- Мониторинг и анализ данных. Организации могут использовать системы мониторинга, чтобы собирать данные о поведении водителей, состоянии автомобилей и других факторах, связанных с ДТП.
Но главное — все эти ваши действия правильно документально оформить.