Депутаты рассмотрят законопроект о дистанционных предрейсовых медосмотрах
В Государственную Думу поступил законопроект о дистанционном медосмотре водителей. Как известно, аналогичный законопроект ранее разрабатывался Минздравом — но на рассмотрение Госдумы так и не был внесен. Нынешний документ разработан Комитетом Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, а его авторами стали депутаты от многих фракций.
В чем суть законопроекта?
Авторы предлагают ввести возможность проводить предсменные, предрейсовые (послесменные, послерейсовые) медосмотры дистанционно. При этом предполагается использовать специальное оборудование, которое обеспечивает адекватность диагностики и автоматизированную передачу информации о состоянии здоровья работников. Разумеется, при дистанционных медосмотрах должна быть обеспечена идентификация личности работников, исключающая прохождение медицинского осмотра иным лицом.
Эксперты уверены, что с помощью телемедицины можно с высокой степени точности определить не только давление или температуру, но и степень алкогольного опьянения. Они считают, что новые нормы сэкономят затраты и время и компаний-перевозчиков, и водителей.
Если инициативу одобрят, то Минздрав будет утверждать порядок проведения таких осмотров, а также регламентировать использование оборудования и специальных медицинских изделий.
Дистанционные предрейсовые осмотры: за и против
Сами авторы относятся к законопроекту с воодушевлением и энтузиазмом. Так, в пояснительной записке к документу говорится, что он весьма актуален именно сейчас, «в условиях сложной эпидемиологической ситуации, поскольку поможет сократить распространение различных инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19».
Глава упомянутого выше комитета Евгений Москвичев — он же является и инициатором разработки нового закона — уверен, что телемедицина в транспортной сфере сейчас крайне необходима. «Сегодня катастрофически не хватает врачей и медработников, которые бы проводили очные осмотры, — пояснил он. — По предварительным подсчетам, требуется около 300 тысяч человек, которые могли бы проверять водителей, выезжающих на дороги общего пользования».
Глава комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов, считает, что «телемедицинские технологии — это удобно, эффективно и современно». Еще один автор законопроекта, депутат Игорь Ананских убежден, что документ очень актуален: «Лично я считаю, что это очень важный законопроект, который долго готовился. Еще прошлым летом по нему были проведены парламентские слушания и круглые столы, где выслушали мнение профессионального сообщества, насколько это важно и нужно». По его словам, дистанционный медосмотр — это более объективное исследование, которое не зависит от настроения или профессионализма медработника.
Впрочем, в Госдуме относительно этого законопроекта есть разные мнения. Некоторые парламентарии считают, что дистанционные технологии при медицинских осмотрах водителей ненадежны и поэтому опасны. «Как можно делать медицинское заключение, не видя человека? Не приведет ли это к еще большему количеству аварий и жертв? Мне кажется, что это слишком смелое решение», — уверен депутат Сергей Обухов.
Представленный документ действительно неоднозначный, и мы еще будем писать о нем подробнее. А пока подождем итогов голосования: первое чтение законопроекта должно пройти уже в феврале.