Обязательно ли водителям подключать ЭЦП?
Недавно нам задали вопрос: «Обязательно ли каждому водителю подключать ЭЦП? Нельзя ли обойтись простой подписью — например, при отправке через личный кабинет организации, в которой трудоустроены водители?»
Никаких комментариев официальных органов на этот счет нам найти не удалось. Но давайте проведем анализ действующих норм, регламентирующих вопросы оформления и подписания путевых листов, в том числе электронных.
Начнем с того, что действующий Приказ Минтранса РФ № 390 только в одном случае обязывает водителей подписывать путевой лист. В абз. 2 п. 14 Приказа № 390 сказано:
В случае оформления на одно ТС нескольких путевых листов на бумажных носителях раздельно на каждого водителя дата, время и показания одометра при приеме-сдаче транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя или при приеме транспортного средства последующим водителем в случае невозможности сдачи транспортного средства предыдущим водителем должны быть проставлены и заверены собственноручной подписью водителя, принимающего транспортное средство, с указанием его фамилии, имени и отчества (при наличии).
Как видим, данное требование касается только случаев оформления путевого листа на бумаге. Получается, что по общему правилу подписи водителя в электронном путевом листе не требуется.
Однако есть случаи, когда она все-таки может потребоваться. Часто в организации приказом руководителя водитель назначается уполномоченным лицом на проставление тех или иных отметок в путевом листе.
Например, в том же п. 14 в абзаце 1 указано:
«Показания одометра при возвращении транспортного средства с линии по завершении последнего рейса… должны быть проставлены уполномоченным лицом, назначаемым решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя… и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо УКЭП или УНЭП в случае формирования в виде электронного путевого листа».
Действительно: часто показания одометра по возвращении ТС проставляются водителем. И в случае оформления ЭПЛ получается, что водитель должен заверять данные показания своей электронной подписью.
Теперь давайте разберемся, какой.
В самом Приказе № 390 идут сноски на п. 2 ч. 1 ст. 18 1 УАТ РФ, в котором указано:
«Электронные перевозочные документы подписываются участниками информационного взаимодействия усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством РФ порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации (через сервис “Госуслуги”)».
Эти положения взаимосвязаны с соответствующими правилами Приказа ФНС N ЕД-7-26/116@ «Об утверждении формата электронного путевого листа».
Вывод. Если водитель своей подписью заверяет данные в ЭПЛ (в случаях, предусмотренных Приказом Минтранса РФ № 390), то это должна быть усиленная квалифицированная или усиленная неквалифицированная электронная подпись. Возможности заверять такие данные в ЭПЛ иным способом действующим законодательством не предусмотрено.
По нашему мнению, подписать водитель ЭПЛ способом, указанным в вопросе, не может.