Роструд считает, что водители погрузчиков, которые не выезжают на дороги общего пользования, тоже должны проходить медосмотры
Такую позицию недавно выразил Роструд в своем Письме от 10 августа 2023 г. № ПГ/16443-6-1.
Мы, анализируя нормы Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», неоднократно утверждали, что организации (ИП), эксплуатирующие самоходные машины, которые не перевозят пассажиров, грузы или оборудование по дорогам общего пользования, не должны соблюдать требования ОБДД, в том числе проводить предрейсовые медосмотры.
Однако по мнению Роструда, необходимость проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей погрузчиков не зависит от того, выезжают они на дорогу общественного пользования или передвигаются в пределах закрытой территории. То есть водителю погрузчика в любом случае целесообразно проходить такие медосмотры.
Цитируем.
«В соответствии с действующим законодательством необходимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров предусмотрена в отношении работников, занятых на работах, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств <…>
Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 Порядка).
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 Порядка).
Приказом Минтруда России от 18 ноября 2020 г. № 814н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта.
Из пункта 1 пункта 6 Правил следует, что при эксплуатации промышленного транспорта и технологического оборудования на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе движущегося промышленного транспорта, машин и механизмов, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых материалов, заготовок, изделий.
Организации, имеющие и эксплуатирующие транспортные средства, являются владельцами источника повышенной опасности и обязаны организовать и проводить все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, в отношении штатных водителей организации.
Необходимость организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей погрузчиков не зависит от того, выезжают они на дорогу общественного пользования или передвигаются в пределах закрытой территории. Полагаем, водителю погрузчика целесообразно проходить предрейсовые и периодические медицинские осмотры.
Настоящее письмо не является правовым актом».
Действительно, письма контролирующих органов не являются нормативными правовыми актами, а носят разъяснительный характер. Тем не менее, определенные риски в связи с такой позицией Роструда у владельцев погрузчиков есть, поскольку проверяющие могут ориентироваться на официальные разъяснения. В этом случае владельцу придется отстаивать свое право в суде.