Госдума приняла закон, регулирующий работу такси
В конце декабря прошлого года Государственная дума приняла «закон о такси», который рассматривали и дорабатывали с 2015 года. Законодатели планируют, что новые правила наведут порядок на рынке пассажирских перевозок.
А что там, в этом законе?
Давайте вкратце.
➔ Закон вводит понятия «легковое такси», «служба заказа легкового такси», «заявитель», «заказ легкового такси», «региональный реестр перевозчиков легковых такси», «региональный реестр легковых такси», «региональный реестр служб заказа легкового такси» и др.
➔ Водителям с непогашенной судимостью и большим количеством штрафов запретят работу в такси.
➔ Для работы водитель должен заключить официальный трудовой договор с перевозчиком, ИП или зарегистрироваться как самозанятый.
➔ Службы заказа такси должны будут открывать региональные представительства, если ежесуточно в регионе заказы выполняют свыше 4 тыс. машин. Компании обязаны хранить все данные только на российских серверах. Появятся реестры легкового такси.
➔ Агрегаторы станут также делить ответственность с самозанятыми водителями: в случае ДТП с самозанятым агрегатор возьмет на себя компенсацию пострадавшему пассажиру. А если сервис будет массово отдавать заказы водителям-нелегалам, его могут лишить разрешения на работу в регионе.
Основные положения вступят в силу 1 сентября 2023 года.
Теперь подробнее
Итак, извоз на частных машинах легализуется при соблюдении ряда требований. Правда, есть закавыка. В законе сохранилось требование о предсменном и послесменном медосмотре, который в случае с самозанятыми таксистами выглядит практически неисполнимым. Да, обсуждалась и обсуждается идея дистанционного контроля с помощью алкотестеров и датчиков усталости, есть даже законопроект об этом — но насколько это реализуемо на практике, сказать сложно.
«Нелегальных водителей» будет гораздо меньше. За передачу заказов водителям, не имеющим разрешения, агрегатор может лишиться права на работу, если количество прецедентов превышает 10, или 0,01% от общего числа. Это значит, что агрегаторы будут избегать водителей, не подходящих по критериям. Тем более что за нанесенный ими ущерб отвечать придется именно службе заказа такси.
А вот ущерб с «официальных водителей» будут взыскивать по-другому. По новым правилам агрегаторы при передаче заказа несут субсидиарную ответственность с перевозчиком-физлицом за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира (в части возмещения реального ущерба, не покрытого суммой страхового возмещения). Ранее предусматривалась только солидарная ответственность. Эксперты считают: это в итоге приведет к тому, что за выплаты пассажирам в результате дорожных происшествий придется отвечать исключительно самим водителям.
Для водителей закон вводит новые требования, порой достаточно обременительные. Водитель (самозанятый, ИП или сотрудник компании-перевозчика) обязан иметь минимум два полиса: страхования жизни и имущества пассажиров (обязателен для перевозчиков), а также ОСАГО. Последний пункт является серьезным обременением, поскольку максимальные тарифы для таксистов вдвое больше, чем для частников: сейчас базовая ставка достигает 15 756 рублей. Если, например, таксисту 23 года и в прошлом году у него было ДТП, стоимость страховки составит более 100 тысяч рублей.
Запрещено нанимать водителей с судимостями за насильственные преступления. И еще: если водитель в течение года после первого возврата прав снова попал под лишение прав, работать в такси он не сможет. Приостановят разрешение за три непогашенных штрафа, но после их оплаты можно будет восстановиться на работе. А за систематическое нарушение требований таксистское разрешение аннулируется совсем.
Про требование сдавать водителям экзамен по «географии» города тоже много вопросов. Кто и как будет контролировать глубину таких знаний, пока неясно.
В целом, участники рынка назвали закон поспешным и не до конца продуманным.